Формулируйте конфликтную ситуацию четко, конкретно и кратко. Конфликтная ситуация – это диагноз по имени «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.
Разрешение конфликта возможно способом переговорного процесса. Он часто используется в семейной психотерапии. При этом необходимо:
чтобы для обоих супругов это взаимодействии было значимым;
чтобы оба супруга осознавали необходимость разрешения данной конфликтной ситуации;
чтобы оба супруга были готовы к признанию права другого иметь такую позицию и интересы.
Модель «посредника» - это способ, когда супруги обращаются к третьему лицу, но не оно принимает решение, а сами супруги. Психотерапевт или психолог здесь создает условия и организует сам процесс взаимодействия сторон. Многие семейные психотерапевты и психологи придерживаются в практике семейного консультирования модели «посредника».
Работа «посредника»:
Проведение беседы с одним из супругов. Установление контакта, сбор информации не только о конфликте, но и об обоих его участниках, их интересах, позиций, взаимоотношений. В ходе беседы выясняется: а/ круг проблем, подлежащих обсуждению, решению в ходе консультации; б/ определение желаемого результата; в/ достижение договоренности о порядке работы с конфликтной ситуацией, в том числе переживая ее снова.
Беседа со вторым супругом. Возможны проблемы в установлении контакта, пассивность или большая напористость. Задачи те же и плюс: а/ побудить вторую половину быть более активным или сдержанным в выражении своих эмоций, чувств; б/ снять барьер в отношении посредника, так как первым на консультации был не этот супруг, то может быть недоверие, подозрительность, обвинение в предвзятости.
Далее идет анализ результатов встречи посредником и определение возможности переговоров (совместной консультации обоих супругов), их готовности к совместному взаимодействию. Иногда посредник проводит не одну, а несколько предварительных встреч с каждой стороной.
При проведении совместной консультации посредник вступает в контакт с обоими Супругами, очерчивая круг выявленных проблем, обсуждает правила поведения супругов и процедуру работы над проблемами. Когда достигается согласие, то переходят к основной части переговоров.
В ходе основной части посредник выводит порционально проблемы, обсуждая их он:
реагирует на любые позитивные шаги, действия супругов;
уделяет равное внимание обоим супругам;
привлекает супругов к моментам единства и согласия.
Заключительный этап достигнут только тогда, когда достигнуто соглашение по ряду вопросов, единое мнение.
Исходя из этой модели мы видим, что процесс разрешения конфликта складывается, как минимум, из трех этапов:
подготовительный – диагностика конфликта;
разработка стратегии разрешения конфликта;
непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта.
Существует пять основных стилей решения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлением конфликта. Это стили: конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Характеристика данных стилей, тактика их выбора и технология применения описаны американской исследовательницей проблем конфликтологии, доктором философии Д.Г. Скотт в работе «Конфликты, пути их преодоления».
Стиль конкуренции – используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные потребности, в ущерб другому, вынуждая того принимать его решение проблемы.
Стиль уклонения – применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.
Стиль приспособления – характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать, когда вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. В случае использования приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.
Стиль сотрудничества – реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Наиболее часто используется в ситуациях, когда оба субъекта обладают равными ресурсами, желанием устранить конфликт, готовы говорить и слушать друг друга, выработать альтернативные варианты решения проблемы.
Нормативные шкалы развития грудного ребенка: Шкала оценки психического
развития ребенка А. Гезелла; Шкала оценки языкового развития ребенка (Института
педиатрии АМН Украины)
Одними из наиболее известных в истории психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились "Таблицы развития" А. Гезелла (1925), включающие показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: "моторика", "язык", "адаптивное поведение", "личностно-социальн ...
Алкогольный психоз, признаки, классификация
Алкогольные психозы – психозы, возникновение и развитие которых связаны с алкоголизмом, а клиническая картина выражается в экзогенном типе реакций, с грубыми нарушениями отражения действительности и психоорганическими расстройствами.
Алкогольные психозы – различные по клиническим проявлениям и течению нарушения психической деятельности ...
Характеристика Я – состояний
Состояния Я - это нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я. Некоторые работы американских ученых содержат конкретные факты, подтверждающие эту точку зрения. На разных уровнях существуют и другие упорядочивающие системы, ...
Разделы