Материалы » Психология профессионального общения юристов » Психологическая характеристика процесса общения.

Психологическая характеристика процесса общения.
Страница 10

Люди, не желающие взаимодействовать друг с другом, занимают независимую позицию. Эта позиция свидетельствует об отсутствии заинтересованности, ее следует избегать в том случае, когда требуется откровенная беседа или заинтересованное общение.

Положение собеседников друг против друга обычно создает атмосферу соперничества. Такое расположение способствует тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером.

Люди занимают за столом такое положение в том случае, если они находятся в отношениях соперничества. Кроме того, если встреча происходит в кабинете, то такое расположение свидетельствует об отношениях субординации. Следует помнить, сто данная позиция затрудняет взаимопонимание и не создает непринужденной атмосферы.

Необходимо также учитывать положение собеседника за столом, способствующее или, наоборот, препятствующее его психологическому комфорту. Например, следует, чтобы собеседник сидел спиной к стене. Психологами доказано, что у человека повышается частота дыхания и сердцебиение, если он сидит спиной к открытому пространству, особенно если за спиной – постоянное движение или хождение. Кроме того, напряжение увеличивается, когда спина человека повернута к входной двери или окну, особенно если это – первый этаж.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это "контакт глаз", имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими разработками в области зрительного восприятия - движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить её, поощряет партнёра к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее своё "Я", или, напротив, скрыть его.

Одним из сильнейших "оружий" невербального общения является взгляд. Взгляд может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным . Обычно при встрече люди короткое мгновение смотрят прямо в глаза друг другу, а потом отводят взгляд в сторону. Почему? Вопрос не простой, и на него нет однозначного ответа. Одно из возможных прочтений этого сигнала следующее: контакт глаз означает доверие собеседников друг к другу, их открытость, однако задержка взгляда на глазах партнера свидетельствует о стремлении к доминированию. Интересно, что женщина улыбкой может разрешить мужчине чуть дольше смотреть ей прямо в глаза. Аналогичное действие оказывает ответный взгляд в глаза. Впрочем, этим "разрешением" не следует слишком злоупотреблять, иначе можно получить довольно агрессивную реакцию.

В целом небольшая задержка взгляда на собеседнике, особенно в конце встречи или в наиболее острые ее моменты, может означать: "я доверяю вам" (при этом взгляд обычно сопровождается небольшим кивком головы) или "я не боюсь вас".

Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на своего партнера, чем когда он его слушает. Во время собственной речи говорящий довольно часто отводит глаза для того, чтобы собраться с мыслями. Прерванный взгляд при паузе обычно означает: "Я еще не все сказал, пожалуйста, не перебивайте". Совсем иные значения приобретает взгляд в сторону, если партнер слушает собеседника, например, такие как "я не совсем с вами согласен; я имею возражения; это не очевидно; сомневаюсь; это надо обдумать". Слишком частый отвод взгляда в сторону при беседе может свидетельствовать о том, что человек нервничает, или разговор его мало интересует, и он стремится его скорее закончить.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12


Лонгитюд как основной метод возрастной психодиагностики
Экспертная система "Лонгитюд". Назначение. Экспертная система "Лонгитюд" дает возможность: ¾заметить проблемы в развитии ребенка задолго ДО ТОГО, как они станут явными, ¾ребенку пройти полноценное психологическое обследование в естественных условиях, ¾а его родителям - узнать, чем СЕЙЧАС нужн ...

Методы диагностики произвольности поведения
При разработке методических приёмов, выявляющих уровень произвольности поведения, авторы исходили из понимания произвольности, как преодоления сложившихся стереотипных реакций и опосредованности поведения некоторой культурной нормой. Методика включает в себя 4 экспериментальные ситуации, которые максимально приближены к условиям жизни ...

Характеристика эмоционального процесса
Эмоциональный процесс включает три основных компонента. Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия - это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта - позитивное или негативное. Он о ...