Материалы » Социальная психология в коллективе » Компоненты совместимости людей в коллективах и группах

Компоненты совместимости людей в коллективах и группах
Страница 1

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив мо­жет быть весьма различным с точки зрения сплоченнос­ти его членов. Последняя может быть очень высокой, ког­да люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих не только непосред­ственно перед ними, но и перед организацией в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получа­ет даже четкого организационного оформления, отсутству­ет общая цель и каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуаль­ные результаты даже в ущерб другим.

Во многом сплоченность коллектива зависит от ста­дии его зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое/«Я». Взаимодей­ствие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия развития коллектива — «конфликт­ная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражают­ся разногласия, выходят наружу сильные и слабые сто­роны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения, начинается силовая борьба за лидер­ство и поиски компромиссов между враждующими сто­ронами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

На третьей стадии — стадии экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками. Поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами[1, c. 123].

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с од­ной стороны, реалистически, а с другой — творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком кол­лективе переходят от одного его члена к другому, каж­дый из которых гордится свой принадлежностью к нему.

На последней — пятой стадии — внутри коллектива формируются прочные связи. Людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основ­ном неформально, что позволяет демонстрировать высо­кие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.

Опора на коллектив позволяет в большинстве случаев отказаться от тотального контроля и развивать более эф­фективный самоконтроль, расширять границы полномо­чий в процессе выполнения людьми своих обязанностей, отказаться от силового решения вопросов сверху, когда в этом нет большой нужды.

Для менеджера коллектив — главная опора в его ра­боте. Ведь коллектив потенциально может добиться боль­шего, чем каждый из его членов в сумме. Кроме того, в коллективе люди, как правило, меньше подвержены стрессам, зато вырабатывают больше идей и лучше реша­ют крупные междисциплинарные проблемы. В коллек­тиве всегда возникает особый дух соревнования, подтя­гивающий отстающих и существенно повышающий об­щую эффективность работы.

Коллектив потенциально может добиться большего, чем каждый из его членов в сумме. Несмотря на это, кол­лективам часто не удается задействовать даже малую часть своего потенциала. Обычно приходится наблюдать, что взаимодействие в коллективе безжизненно, направлено на защиту, не приносит удовлетворения, запутано и не­эффективно. Вместе с тем коллективная работа может открыть огромные новые возможности. Коллектив однаж­ды назвали «самым мощным орудием, известным чело­веку» . Он потенциально является невероятным стимулом, фактором поддержки и воодушевления. Люди могут по­лучать удовольствие от членства в коллективе, посвящать себя ему, ставить высокие цели, создавать стимулирую­щую и творческую среду. Умение добиться полного рас­крытия творческого потенциала коллектива свидетель­ствует о высоких организационных способностях руко­водителя.

Страницы: 1 2 3


Схема психологического изучения профессий.
Психологическое изучение профессий проводится по самым разным схемам, в которые включены вопросы, охватывающие весь профессиональный материал. Данную схему можно назвать ориентировочной. Она содержит всего шесть пунктов. Первый пункт - технико-экономическое описание. Это технология, оборудование, нормы, оплата труда. Второй пункт - о ...

Методика установления психологического контакта.
Под психологическим контактом в психологии общения понимается уже не любой контакт, в который люди вступают, общаясь, а контакт со знаком плюс, оптимизирующий общение. Применительно к деятельности сотрудников ОВД психологический контакт - это ситуативное состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, характеризующееся достижением в ...

Дискуссия о влечении как неосознаваемой мотивации
Понимание влечений как свойств, близких к инстинктам, проявляющееся у разных авторов в той или иной степени, очевидно, не случайно. Над влечениями постоянно «витает дух» невольности, плохой осознаваемости. Как писал А.С. Пушкин: «Когда б не смутное влечение чего-то жаждущей души». Вопрос только в том, что происходит невольно, что плохо ...