Материалы » Социальная психология в коллективе » Компоненты совместимости людей в коллективах и группах

Компоненты совместимости людей в коллективах и группах
Страница 2

Характеристика руководителя с высокой способностью создавать коллектив отвечает признакам, изложен­ным в правой колонке таблицы, а характеристика руко­водителя, которому не удается выработать коллективный подход, отвечает признакам, изложенным в левой колонке (табл. 1).

Таблица 1 Признак эффективного руководителя коллектива

Низкая способность

Высокая способность

Не обладает достаточными навыками руководства

Имеет прочные навыки руководства

Непоследователен

Последователен

Исповедует антиколлективные взгляды

Поддерживает идеи коллектива

Подбирает неподходящих сотрудников

Правильно подбирает сотрудников

Недостаточно заботится о других в коллективе

Заботится о других членах коллектива

Не умеет создать положительный климат

Создает положительный климат

Недостаточно интересуется результатами работы

Заинтересован в результате работы

Нечетко представляет себе роль организации

Четко определяет значение организации

Не владеет эффективными методами работы

Распределяет обязанности между сотрудниками

Сочетает критику с анализом

Анализирует без критики в адрес конкретных людей

Не занимается вопросами индивидуального развития

Поддерживает личное развитие своих сотрудников

Подавляет творческий потенциал

Поощряет творческий потенциал

Избегает обратной связи на межличностном уровне

Стремится к обратной связи

Принято считать, что самая оптимальная по числен­ности группа должна насчитывать 7±2 (т. е. 5, 7, 9 чело­век). Известно также, что группа хороню функциониру­ет, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые психологи, практикую­щие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наибо­лее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглажива­ются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не обра­зуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объяс­няется тем, что в любом трудовом коллективе существу­ют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточ­но, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию.

Страницы: 1 2 3


Методики социально-психологического исследования классного коллектива
Эмоциональное состояние - важная составляющая взаимоотношений в группе. В социальной психологии используется ряд понятий, близких ему по смыслу: “дух группы”, “эмоциональное единство группы”, “эмоциональный климат группы, “социально-психологический климат группы”, “групповая сплоченность”. Цвето-социометрический метод. В результате мы ...

Эмоции аффект. настроение
Аффе́кт - это сильное или кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида жизни. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений. Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания человеком смысла явлений и событий, обусловленного отношения их свойств к ...

Диагностическое интервью: виды, структура, валидность
Диагностическое интервью — (от греч. diagnosis — распознавание) — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Диагностическое интервью служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы диагностическое интервью оказывается ...