Характеристика руководителя с высокой способностью создавать коллектив отвечает признакам, изложенным в правой колонке таблицы, а характеристика руководителя, которому не удается выработать коллективный подход, отвечает признакам, изложенным в левой колонке (табл. 1).
Таблица 1 Признак эффективного руководителя коллектива
|
Низкая способность |
Высокая способность |
|
Не обладает достаточными навыками руководства |
Имеет прочные навыки руководства |
|
Непоследователен |
Последователен |
|
Исповедует антиколлективные взгляды |
Поддерживает идеи коллектива |
|
Подбирает неподходящих сотрудников |
Правильно подбирает сотрудников |
|
Недостаточно заботится о других в коллективе |
Заботится о других членах коллектива |
|
Не умеет создать положительный климат |
Создает положительный климат |
|
Недостаточно интересуется результатами работы |
Заинтересован в результате работы |
|
Нечетко представляет себе роль организации |
Четко определяет значение организации |
|
Не владеет эффективными методами работы |
Распределяет обязанности между сотрудниками |
|
Сочетает критику с анализом |
Анализирует без критики в адрес конкретных людей |
|
Не занимается вопросами индивидуального развития |
Поддерживает личное развитие своих сотрудников |
|
Подавляет творческий потенциал |
Поощряет творческий потенциал |
|
Избегает обратной связи на межличностном уровне |
Стремится к обратной связи |
Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7±2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хороню функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.
С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.
Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию.
Методики социально-психологического исследования классного коллектива
Эмоциональное состояние - важная составляющая взаимоотношений в группе. В социальной психологии используется ряд понятий, близких ему по смыслу: “дух группы”, “эмоциональное единство группы”, “эмоциональный климат группы, “социально-психологический климат группы”, “групповая сплоченность”.
Цвето-социометрический метод. В результате мы ...
Эмоции аффект. настроение
Аффе́кт
- это сильное или кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида жизни. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений.
Эмоции
- психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания человеком смысла явлений и событий, обусловленного отношения их свойств к ...
Диагностическое интервью: виды, структура, валидность
Диагностическое интервью — (от греч. diagnosis — распознавание) — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Диагностическое интервью служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы диагностическое интервью оказывается ...



Разделы