Материалы » Профессиональная деятельность юридического психолога » Специфика подготовки практических психологов

Специфика подготовки практических психологов
Страница 1

В настоящее время подготовка психологов осуществляется по специальной программе, которая включает:

Освоение форм и методов социально-психологической работы с коллективом сотрудников.

Обучения приемам нейро-лингвистического программирования:

диагностика по невербальным реакциям;

облегчение негативных психических состояний;

комплексные визуально-кинестетические техники защиты психики; суггестивная лингвистика;

Комплексные занятия по системной психодиагностике и обучение работе со специальными техническими приборами, в т.ч. и в экстремальных условиях.

Освоение директивных документов, регламентирующих проводимую психологическую работу, а также служебную деятельность органов внутренних дел.

Цель психологической службы — повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Эффективность деятельности — это достижение общественно приемлемого результата с оптимальными затратами. С этой точки зрения такие показатели, как низкие раскрываемость преступлений и уровень их профилактики, а также показатели нарушения законности, дисциплины, правовые проступки и преступления, текучести кадров, заболеваемости, травматизма, гибели и валидности сотрудников являются критериями эффективности деятельности психологической службы.

При сравнении показателей текучести кадров, состояния дисциплины и законности, количества жалоб граждан на противоправные действия сотрудников и некоторых других установлено, что в тех подразделениях где психологи работают более двух лет и в достаточном количестве ситуация значительно лучше, чем там, где такие специалисты отсутствуют.

Психологам нужны типовые программы профессионально-психологической подготовки сотрудников различных служб, руководителей органов внутренних дел.

Необходимо совершенствовать систему подготовки и переподготовки практических психологов на базе ведомственных образовательных учреждений, в том числе в виде курсов и постоянно действующих семинаров.

Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел осуществляется в целях обеспечения их качественного комплектования, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся форм поведения у сотрудников, курсантов и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.

Одновременно профессиональный психологический отбор обеспечивает правовую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата, определяет качества и характеристики, проявления которых следует учитывать, контролировать, коррегировать в процессе профессионального становления, предотвращая тем самым профессиональную деформацию.

Основными задачами профессионального психологического отбора являются:

выявление среди кандидатов на службу, учебу лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;

оценка психологической пригодности к социально-психологической деятельности;

прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу в ведомственные вузы по специальности «практический психолог»;

оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов на службу после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);

выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества деятельности позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности трудовых затрат, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить психологическое образование и в последующем стать практическим психологом ОВД,

Итак, основными особенностями профессиональной деятельности психолога ОВД являются:

- правовая, социально-психологическая, морально-этическая и нравственная регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений, осуществляемой деятельности;

- нестандартный, творческий характер труда психолога;

- самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность за объективность даваемых оценок и характеристик, принимаемых решений.

Психологический анализ профессиональной деятельности психолога, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму деятельности психолога (описание различных объективных характеристик деятельности и требований к ней), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на учебу в ведомственные вузы и службу в правоохранительных органах по специальности «практический психолог».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Нейропсихология и содержание синдромного нейропсихологического анализа.
В целом нейропсихология как наука вносит вклад в понимание системного строения высших психических функций человека в норме и в патологии, при отклонениях в развитии, а также в приобретенных патологиях. Детская нейропсихология - относительно новая ветвь клинической психологии. Она распространяется на новые практические области, включая ...

Сознание как высшая форма отражения реальности
Сознание - высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов: - позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности; - обеспечивающих преемственность опыта, единства и многообразия поведения. Сознание есть способность мыслить, рассуждать и опреде ...

Понятие личности в психологии
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность— это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом ...