Материалы » Профессиональная деятельность юридического психолога » Специфика подготовки практических психологов

Специфика подготовки практических психологов
Страница 3

Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций.

Важную роль в организационной деятельности психолога играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения, оздоровляющие социальный микроклимат.

Поэтому многим психологам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества. Прежде всего это: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость;

- умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность;

нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.

Воспитательная функция в деятельности сотрудников социально-психологической службы органов внутренних дел МВД России определяется прежде всего целями и задачами психологической работы с личным составом подразделений и гражданами; участием психологов в проведении психолого-педагогических мероприятий. Работа психологов в ОВД предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Однако такой методологический подход помогает более углубленно проанализировать профессиональный труд психологов, разработать профессиограмму их деятельности, определить критерии оценки социально-психологических качеств лиц, стремящихся стать психологами в системе МВД, создать надежную систему профессионального психологического отбора практических психологов для правоохранительных органов.

Определение путей повышения эффективности и качества психологического отбора и сопровождения деятельности сотрудников психологических служб милиции предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности практического психолога, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией.

В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение реформы МВД, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки практических психологов, принимаемых на работу в ОВД.

В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности психолога, разработке ее профессиограммы, создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в социально-психологических службы и подразделения правоохранительных органов. О том, что это необходимо делать, показал анализ деятельности практических психологов ОВД Краснодарского края.

Проведенный профессиографический анализ деятельности практических психологов позволил сформулировать пять основных факторов их профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств личности.

I фактор—высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации.

Данный фактор напрямую связан с определенной нормативностью поведения психолога в любых, в том числе в сложных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников психологических отделений ОВД.

К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести: честность, гражданское мужество, совестливость;

Принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Свидетельством профессиональной непригодности психолога правоохранительных органов являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму и наркомании.

II фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности психолога.

Рассматриваемый фактор предполагает:

- устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в ситуациях, вызывающих фру страцию;

- развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять - работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные внешние условия.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Почему люди обращаются за психологической помощью?
Сколько людей – столько оснований для обращения за психологической помощью. Одни приходят к психологу, надеясь справиться с трудной жизненной ситуацией и принять верное решение, другие ждут от психолога избавления от душевного страдания и, например, таких симптомов как депрессия, тревога, страх. За психологической помощью часто обращают ...

Диагностика лжи. Признаки лжи
Если внимательно приглядеться к лжецу, то всегда можно заметить некоторые недочёты в его поведении. Проблема состоит в том, что мы верим в то, во что хотим верить, и это убивает нашу бдительность. Для распознавания лжи нужно сохранять хладнокровие и откинуть эмоции. На сегодняшний день выявлено два основных признака лжи – это утечка инф ...

Природа человеческих иллюзий. Понятие иллюзорности
Что можно сказать про иллюзии, кроме того, что они есть. Распространенные мнения - очень разны, начиная с того, что вообще нет иллюзий до того, что весь мир - сплошная иллюзия. Есть ли шанс понять, как с этим обстоит дело на самом деле, и как это можно практически учитывать? Для этого, всего лишь нужно понимать механизмы восприятия и т ...