Материалы » Психология педагогической коррекции детской агрессивности » Психология педагогической коррекции детской агрессивности

Психология педагогической коррекции детской агрессивности

Повышенная агрессивность детей и подростков одна из наиболее острых проблем современного общества. Как не странно звучит, но это закономерное явление, ибо в обществе, где ломаются привычные устои в экономике и в духовно-нравственных сферах происходит нарастание агрессивности этого общества в целом и в отдельно взятой личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. Нарастающая волна детской и подростковой преступности, совершаемой с особой жестокостью и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения вызывают обоснованные опасения у родителей, педагогов и психологов. Педагогам не легко определиться на что должны быть направлены их усилия, чтобы социализировать ребенка в мире, полном насилия и агрессии.

Агрессивное поведение детей станет понятным, если разобраться в сущности феномена человеческой агрессии. Прежде об этимологии. Слово «агрессивность» происходит от латинского выражения «ad gressere», означающая «идти к», что является синонимом понятия контакт. Слова жестокость, насилие, означают принуждать к действию силой, чрезмерное использование силой. Итак, этимология отсылает нас к двум совершенно разным концепциям: идти на встречу или же принуждать силой-насилием. Прежде всего, следует различать силу, а с другой, всесилие или бессилие. Всесилие и бессилие связаны с насилием, тогда как сила с агрессивностью. Некоторые виды насилия (сексуального) могут быть связаны с переживанием всесилия, которое может быть резюмировано в следующей фразе: «Если мне хочется, то я возьму не зависимо от того, согласен другой человек или нет». Другие виды насилия возникают, когда человек переживает бессилие: он способен ударить, разрушить, так как ему не удается получить то, что он хочет, или потому, что его игнорируют и ему нечего терять. В этом случае в основе мотивации к акту насилия в меньшей степени лежит стремление получить что-либо, скорее это попытка выразить свое разочарование свое бессилие и даже бешенство. И наоборот, ощущение своей силы, т.е. своего потенциала позволяет идти на встречу другому человеку, но не для того чтобы разрушить его, а чтобы встретиться и проявиться рядом с ним. Второй критерии различия жестокости и агрессивности касается отношения к рамкам, в которых осуществляется действие, а именно ко всему множеству которые регулируют межличностные отношения. Насилие всегда сопровождается выходом за рамки, тогда как агрессивность может проявляться к в уважении к рамкам - границам другого. Последний критерии всегда связан с понятием контакта: в то время как в агрессивном действии присутствует осознание существования другого человека и возможной встречи. Насилие сопровождается разрывом отношения, а другой человек становится объектом, который надо разрушать. Так образом, агрессивность и насилие это две разнонаправленные силы, при этом первая ведет к контакту, а вторая - к разрыву контакта.

Без здоровой агрессивности, которая связана с силой человека и проявляется в уважении к рамкам в жизни не обойтись. Это обычный феномен взаимоотношении между людьми.

Человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной или здоровой агрессией. Это наша активность в окружающем мире, стремление к его освоению и изменению, к творческой самореализации. Для ребенка конструктивная агрессивность или творчески ориентированный поиск – это любознательность и здоровое любопытство, способность ставить собственные жизненные цели, отстаивать свои идеи и интересы. Но в неблагоприятных условиях (травмирующие семейные конфликты, подавление инициативы ребенка) здоровая конструктивная агрессия превращается в деструктивную – насилие и жестокость. Рассмотрим интересный пример поведения группы трехлеток, которые нападали на плачущего сверстника. Такое поведение расценилось как «агрессивность», но можно легко себе представить, что каждый из нападавших детей имел свои собственные мотивы: у одного было желание развлечься; у другого слабость товарища возможно вызвало ярость, потому что от него самого ожидалось сочувствие, а проявлять его в тот момент у него не было никакого желания; у третьего, вероятно, подсознательно активизировалось собственная слабость. Которую он пытался побороть таким весьма странным способом, и это дало ему возможность удостовериться в собственной силе. Что следует предпринять в этом случае? Правильнее задать вопрос чего в подобных случаях предпринимать в подобных случаях ни в коем случае ничего не следует. Не следует «проповедовать» ребенку, что тот не должен поступать с другими так, как ему не хотелось бы, чтобы поступали с ним самим. Не спешите «принимать меры», а в начале немного понаблюдайте, что собственно делает агрессивный ребенок. Стоит поразмышлять, что в нем в этот момент происходит. Может он кем-то или чем-то разочарован или чего-то боится, может он хочет от чего-то избавиться? Или ему хочется что-то доказать себе? Доставляет-ли ему удовольствие кого-то обижать или что-то сломать? Он раздражен? Зол? Все это разные психические побуждения. Совершенно ошибочно думать, что в любой момент возможно правильно понять мотивы поступков каждого ребенка.


Каждый человек имеет свое основное внутреннее направление или желание.
Основное внутреннее направление возникает на основе опыта и эмоций предков, порождено генетическими, подсознательными и сознательными факторами, функционирует как сознательно, так и неосознанно, влияет на межличностное общение и другие виды жизненного опыта. Оно может быть как положительным, так и от­рицательным. Последнее побуждает чел ...

Заключение.
Данная работа наглядно иллюстрирует необходимость подготовки специалистов- клинических психологов. В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой, клинические психологи выполняют все расширяющийся круг функций: диагностические; коррекционные; экспертно-консультативные; профилактические; реабилитационные; научно-исслед ...

Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению: принципы, методы, методики
Понятие «психологическая готовность к обучению в школе» было введено в тезаурус психологической науки достаточно давно. В 1948 г. А.Н, Леонтьев предложил обозначать этим термином способ ность ребенка успешно перейти от системы дошкольного к начальному школьному образованию. Наиболее существенным компонентом готовности к школе он считал ...