Материалы » Конфликты в святоотеческой и светской психологии » Разрешение конфликтов с позиции святых отцов

Разрешение конфликтов с позиции святых отцов
Страница 1

Легче всего со страстью злопамятности бороть­ся в самом начале: остановить себя на уровне «смуще­ния». Как это можно сделать? Самый простой способ, как говорит Савва Дорофей, когда между братиями про­изойдет смущение или возникнет неудовольствие, — попросить прощения. Что показательно, преподобный даже и не собирается уточнять, кто именно должен это сделать — тот ли, кто оказался причиной этого «неудовольствия», или «пострадавший». Ясно, что искать виноватого — тупиковый путь, пострадавшим считает себя каждый. «Один из них, — просто гово­рит авва, — поклонится другому, прося прощения .». То есть тот, кто первый заметил в своем сердце сму­щение, тот и должен поспешить первым от него ос­вободиться. www.psychogood.ru

Обобщая еще раз, как преодолеть конфликт на первом этапе, Авва Дорофей заключает: смущение, «если хочешь, можешь удобно погасить, пока оно еще не велико, молчанием, молитвою, одним поклоном от сердца». «Ибо если кто-либо в начале смущения < .> поспешит укорить себя и поклониться <ближнему, прося прощения>, прежде нежели разгорится раз­дражительность, то он сохранит мир».

Но вот самый начальный момент упущен. «Былинка» смущения (то есть момент, когда мучи­тельная впоследствии страсть только зарождается), прежде чем была замечена, все же успела вырасти и грозит превратиться в укоренившееся дерево злой страсти! Тем не менее, все же еще остаются средства освободиться от него, хотя это потребует большего труда. Наука о духовной жизни Аввы Дорофея поможет определить, на каком этапе, каки­ми средствами следует противостоять развиваю­щейся страсти.

Какие усилия потребуются, чтобы побороть эту страсть на этапе «раздражения»? Это совсем не про­стой вопрос, ведь как можно на самом деле вдруг остановиться, когда все в тебе «закипает», когда все раздражает тебя в человеке, повергшем тебя в смуще­ние? Каких-то специальных рецептов на этот счет Авва Дорофей не дает, но одно слово, сказанное даже как бы вскользь, очень точно выражает смысл усилия над собой. «Когда возгорится раздражительность», человек должен замолчать, то есть усмирить бурю внутри себя, найти силы вернуться к внутреннему миру в душе.

Однако возможна и такая ситуация: охваченный обидой человек «замолчит, но будет продолжать сму­щаться и возбуждать себя .», — рассматривает даль­нейшее развитие страсти Авва Дорофей. Обиженный действительно внешне держит себя в руках, чтобы не наговорить лишнего, но душа не обрела умиротворе­ния. Какими усилиями возможно бороться с «гне­вом», выросшим из раздражения и укрепившимся в душе?

Увы, каких-то «чудодейственных» средств, «снимающих» гнев механически, без тяжело дающих­ся внутренних усилий, здесь нет. Если так, то куда должна направляться внутренняя борьба с гневом? То, что в этом случае советует преподобный, также не ново и уже знакомо. Надо примириться. То есть дей­ствительно, на самом деле принять в свое сердце че­ловека, который вызвал в душе бурю негодования.

За этим стоит глубочайший акт общения лично­сти человека с иной личностью. Человек, ощущаю­щий в себе неисчерпаемую красоту образа Божия (а на интуитивном уровне свое «величие» чувствуют все) должен признать такую же личностную глуби­ну в другом человеке. Он должен признать в нем та­кую же богоподобную личность, какой ощущает себя сам, признать, что Бог любит и его крестной голгофской любовью как всякого человека. Он должен по­чувствовать, насколько не соответствует его мелоч­ный гнев величию того, против кого он вспыхнул. И должен, как говорит Авва Дорофей, отдать искренний поклон прощения . И тогда кровоточащая рана стра­сти, образовавшаяся в его собственной душе, будет уврачевана.

Но и здесь остается опасность. «Иной < .> сде­лав поклон, исцелил этим гнев, — продолжает Авва Дорофей, — .была у него рана, и он приложил пла­стырь < .> Но она еще не совершенно зажила». От малейшего прикосновения рана возобновляется. И тогда «огонь» раздражения и гнева может перегореть в «золу» злопамятности.

Злопамятность тем и опасна, что в ней нет столь остро переживаемого смятения, которое нельзя не заметить, в ней, напротив, всегда остается «ровный» фон болезненной ненависти. К ней человек может привыкнуть, может ее не замечать и не помнить, но как только на горизонте общения появится тот, кто явился предметом этой «злой памяти», она сразу же даст о себе знать .

Такую страсть, ставшую уже привычной частью тебя самого, труднее всего изгнать из своей души. И здесь преподобный Авва Дорофей прямо предупреж­дает, что от злопамятности «человек не освободится, если не прольет крови своей». Что это значит, в чем должна состоять борьба со страстью злопамятности? Предстоит действительно тяжелая борьба, если по­требна сила духа воина, продолжающего сражение, несмотря на ранения, — «проливающего кровь свою».

Но по сути дела и в этой борьбе трудно усмот­реть что-то «особенное» и героическое. Это обычная борьба с привычкой, требующая постоянного неусып­ного внимания к себе, чтобы ей противостоять. Это внимание к тому, какие чувства проносятся в моей душе, открытой, как поле, всем ветрам и непогодам . Авва Дорофей поэтому и говорит, что усилия против злопамятности заключаются в старании «не питать ни одного помысла в сердце своем .».

Страницы: 1 2


Взгляд на проблему школьной неуспеваемости в зарубежной психологии.
Перед современной зарубежной психологией проблема трудности обучения в школе стоит не менее остро, чем перед отечественной. Если в 1977 году в США было около 1,8% детей с трудностями обучения, то к 1993 году их доля составила уже 5,4% (Office of Special Education Programs, U.S. Department of Education, 1993). Например, проблема минимал ...

Введение.
Педагогические коллективы сегодня раздирают противоречия. В педагогическом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены школьного социума: педагоги, родители, учащиеся. Нередко при этом легко разрушаются с таким трудом налаженные связи. В настоящее время, когда именно коллективные условия опр ...

Выводы
В современных условиях на формирование представлений молодого поколения о семье и браке влияет ряд факторов: родительский дом, ближайшее окружение, средства массовой информации, литература и фольклор, образовательная система. Определенное влияние оказывают и новые ценностные ориентации, которые распространились в конце ХХ века: равнопра ...