Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков

Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков
Страница 4

Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лез, я не виноват». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время ребята не обращают внимания на собственную агрессивность, и считают такой способ действия нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. www.stablebank.ru

3. Целенаправленно-враждебный тип.

Сюда относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов, составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Обычно для агрессивных поступков выбирается одна-две постоянные жертвы – дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния обычно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Особенно характерны для таких детей мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Даже реальную ситуацию они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права [30, с.53].

Большинство исследователей девиантного поведения детей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э.Дюкгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения усиливаются в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р.Минтон показал, что источником агрессивности является недоступность для некоторых социальных групп общественно ценных благ. Следовательно, поведение подростков из этих семей представляет собой попытку добиться желаемого статуса и материального положения единственными доступными им средствами [цит. по 2, с.63].

В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии детей и подростков рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является плохое поведение и судимость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения – это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением.

Одним из основных источников воспитания агрессивности у детей и подростков по мнению большинства специалистов (З.В.Баерунас, Н.М.Платонова, Г.Э.Бреслав, А.Бандура, И.А.Фурманов, А.Е.Личко) является семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях весьма разнообразны и включают в себя прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или подкреплять нежелательные действия ребенка.

З.В.Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка;

2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, подростковому возрасту;

3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;

4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей [цит. по 25, с.234].

А.Е.Личко выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:

1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям [30, с.92].

Говоря о связи между социализацией подростков и их семейными условиями, Н.М.Платонова выделяет три основные особенности, определяющие поведение ребенка:

- его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения;

- степень развития ответственности;

- сила мотивации к агрессии.

Г.Э.Бреслав отмечает, что агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам:

- подражание и идентификация с агрессором;

- защитная реакция в случае агрессии направленной на ребенка;

Страницы: 1 2 3 4 5


Эмоции и тело
В мышцах лица во время эмоций происходят элекрофизиологические изменения. Изменения происходят в электрической активности мозга, в кровеносной и дыхательной системах. При сильном гневе или страхе сердечный ритм может повышаться на 40-60 ударов в минуту. Такие резкие изменения соматических функций во время сильной эмоции указывают на то, ...

Изучение проблемы школьной неуспеваемости в отечественной психологии.
Работа отечественных психологов сделала неоценимый вклад в детскую нейропсихологию. Сама возможность выявления причин трудностей обучения, связанных с нарушениями функциональных систем появилась благодаря А.Р. Лурия и его методу «синдромного анализа», где каждое нарушение описывается в синдроме других нарушений. Основываясь на их с Л.С ...

Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)
Термин «дизонтогения» был введен представителями клини­ческой медицины для обозначения различных форм нарушения нор­мального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. В большинстве своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки ...