И.С. Кон (1989) определяет данное понятие как совершение действий, прямо или косвенно нарушающих нормы и правила, принятые в данном обществе.
В.Д. Менделевич (2003) в определении девиантного поведения обращает внимание и на внутренние стороны процесса: он считает, что отклоняющееся поведение проявляется в виде дисбаланса психических процессов, снижении адаптивности и проблемы с самоактуализацией личности человека, а также в отказе человека от нравственного контроля за своим поведением. www.financeworth.ru
Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, вандализм, проституция, сексуальные девиации.
Понятие девиантного поведения шире понятий "делинквентность" (противоправное, преступное, криминальное поведение) и "антиобщественное поведение" (асоциальность).
По мнению И.С. Кона (1989), любые формы отклоняющегося поведения, как бы они не отличались между собой, всегда взаимосвязаны. Аддиктивное поведение, агрессия и противоправные действия зачастую образуют систему, так что можно предположить, что пассажир, обладающий девиантным поведением, также будет агрессивен и более склонен к противоправным действиям, чем человек с поведением, находящимся в границе нормы.
Само же противоправное поведение связано с отклонением от нормы психологического здоровья. Автор указывает, что такому поведению свойственны определенные социальные факторы: проблемы в школе, психотравмы на протяжении жизни, а также влияние группы или субкультуры, обладающей девиантностью. Также автор подчеркивает, что наиболее важными личностными факторами являются локус контроля и уровень самоуважения.
Причинную связь между девиантным поведением и этими факторами попытался установить Говард Кэплан (1960), который разработал свою теорию девиантного поведения. Он проверял её, изучая наркоманию, делинквентное поведение, а также ряд психических расстройств.
По его мнению, отклоняющееся поведение в большинстве случаев, связано со снижением самоуважения. Доказана статистическая связь между отклоняющимся поведением и низкой самооценкой. Сами опрошенные считают, что не совершают личностно-ценные действия, а, напротив, совершают отрицательные поступки. Все действия, так или иначе противоречащие нормам общества, направлены на то, чтобы не выглядеть в своих глазах ущербным.
Х. Бэккер (1960) разработал концепцию первичного и вторичного отклонения, которая помогает проследить процесс становления личности закоренелого девианта. Под первичным отклонением понимается такое отклоняющееся поведение личности, которое в общем и целом не слишком выходит за рамки общества и может быть списано на эксцентричность или особенности характера, или на банальную ошибку, которые всем нам свойственно совершать. Например, в помещении аэропорта провожающие заходят в зону, где висит табличка «Провожающим вход запрещен». Таких людей никто не склонен считать какими-то особыми.
Переход на вторичное отклонение происходит тогда, когда действия человека перестает укладываться в рамки социально приемлемой роли. При вторичном отклонении поведение не соответствует принятым нормам в обществе, и человек рассматривается уже как девиант.
Бывает так, что одно-единственное действие человека или обвинение в этом действии навсегда меняют судьбу человека, и его воспринимают как девианта. Он начинает терять свои связи с референтными группами и отдаляется от неё. Возможна связь с маргинальными или преступными сообществами, которые начинают прививать ему уже свои собственные нормы, подтверждающее таким образом ярлык девианта. Общество все сильнее начинает воздействовать на человека, применяя все более и более жесткие меры для установления контроля.
Способы предотвратить конфликт. Как избежать конфликтогенов
Самое главное - необходимо помнить, что всякое неосторожное высказывание может привести к конфликту. Очень велика плата за слово, которое "не воробей, вылетит - не поймаешь".
Следует избегать всякого проявления превосходства, потому что человек, желающий возвыситься над другими, вызывает отрицательную реакцию окружающих.
Агр ...
Таблица “Словарь терминов”
№
Наименование
Определение
1
Стресс
2
Стрессоустойчивость
3
Дистресс
4
Эустресс
5
Нервная система
разветвлённая сложная сеть нервных клеток – нейронов и их отростков
6
Нейроны
7
Надпочечник
8
Адреналин
9
Норадреналин
10
Стрессоген ...
Нравственное развитие ребенка
Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, ...



Разделы