Материалы » НЛП как дисциплина, изучающая человеческий опыт » НЛП как дисциплина, изучающая человеческий опыт. История НЛП

НЛП как дисциплина, изучающая человеческий опыт. История НЛП
Страница 5

Сейчас этот момент мало кто точно помнит, но говорят, что когда эту идею высказали всем участникам группы на подведении итогов, первоначально в нее мало кто поверил, включая даже Ричарда с Джоном. Однако главным их достоинством как исследователей было то, что они исходили из опыта и привыкли все проверять на практике. После достаточного экспериментирования появилась схема глазодвигательных реакций, которая сейчас входит в каждый курс «НЛП-Практик». К концу этого периода уже были окончательно сформированы первые темы современного НЛП: работа с частями, метапозиция, выявление позитивного намерения, репрезентативные системы, субмодальности, физиологические ключи, метамодель.

Следующей вехой в становлении Нейро-Лингвистического Программирования можно по праву считать встречу основателей НЛП Джона и Ричарда с Милтоном Эриксоном. Милтон Эриксон и Вирджиния Сатир к этому времени имели опыт совместной работы, а также при участии Грегори Бэйтсона они занимались созданием концепции работы с шизофренией. Представить их Эриксону предложил Грегори Бэйтсон, что было воспринято с радостью и большим интересом. Они неоднократно ездили в Феникс (Аризона), где жил Милтон, проводя у него по несколько часов за беседами и конспектированием его сессии.

Несколько слов о Милтоне Эриксоне. Будучи наполовину глухим, дальтоником, пережив два приступа полиомиелита, он заново научился ходить и делать многие вещи, когда все казалось безнадежным. Получив классическое образование в области клинического гипноза, он начал создавать свою собственную школу недирективного, косвенного гипноза в противовес классическим установкам, считая, что трансу подвержены все. Он любил говорить, что не существует негипнабельных клиентов, а есть недостаточность понимания и отсутствие необходимых инструментов для создания транса. Эриксон научился виртуозно создавать транс и использовать его в своих сессиях, помогая людям и исцеляя зачастую «неизлечимых» больных. С целью понимания работы Милтона Джон и Ричард брали с собой диктофон; при этом Ричард даже настраивал себя специально, чтобы не входить в состояние транса, так как боялся пропустить самое важное. Изучая терапевтические работы Милтона Эриксона, создатели НЛП достаточно много времени провели с видео- и аудиоматериалами. Моделирование осложнялось тем, что Милтон никогда не давал прямых ответов на заданные вопросы относительно того, КАК он что-либо делает. В целом они провели около четырех лет, обучаясь и моделируя Милтона Эриксона.

Моделирование тех лет касалось больше физиологии и поведения, способностей и стратегий и почти не затрагивало ценностей, убеждений, личностного своеобразия и миссии человека. Это, кстати, могло стать причиной того, что Грегори Бэйтсон, поначалу влюбленный в НЛП, после моделирования Милтона Эриксона критиковал его как простое «извлечение инструментов». В моделировании того времени сначала происходил сбор информации, а затем практика в применении выявленных инструментов до тех пор, пока не достигались хорошие результаты. После этого те, кто моделировал, обучали других тому, чему научились сами. Затем размышляли: что в модели является главным, а что несущественным, определяя, что необходимо добавить. По сути это было использованием модели Т.О.Т.Е., но в то время об этом не говорили.

Продвигаясь в моделировании Милтона Эриксона, в «алфавит» НЛП добавили еще «несколько букв»: паттерны прерывания, раппорт, прямое и перекрестное отзеркаливание, использование дыхания и голоса. Кроме того, появилось новое восприятие традиционных моделей изменения поведения. Благодаря интересу Ричарда и Джона к гипнозу возникли многие техники НЛП, несколько иначе была осмыслена работа с частями и появился рефрейминг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Философско-психологическое изучение особенностей оценки лживых поступков. Социальные факторы формирования лживости у подростка
Проблемы лжи и обмана, честности и доверчивости чрезвычайно актуальны как для многих профессиональных сфер, так и для межличностных взаимоотношений в целом, однако они еще недостаточно изучены в психологической науке. Перед психологией стоит задача разработки методов диагностики такой способности и изучения ее взаимосвязи с другими свой ...

Психолого-социальная работа в специализированных учреждениях на примере учреждений Республики Башкортостан
В Республике Башкортостан за последние 10 лет государственная молодежная политика стала органичной частью всей социальной политики. Первым шагом на пути создания республиканской системы оказания социально-психологической помощи явилось создание в 1990 году в Уфе двух первых в республике учреждений социально-психологической помощи детям ...

Позитивные и негативные эмоции
Большинство ученых, как и обычные люди, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают ...