Позиция психолога.

Позиция психолога - безусловное положительное отношение к клиенту - как к человеку, испытывающему в данный момент определенные затруднения, но обладающему потенциальной способностью решить свои проблемы. Психолог помогает в том случае, если он не просто понимает своего клиента, но и особым образом сопереживает ему - чутко реагирует не столько на слова, сколько на чувства и переживания, скрытые за этими словами. Говоря метафорически, он умеет общаться не только умом, но и сердцем. Такой способ общения позволяет клиенту осознать свои зачастую противоречивые, спутанные и вытесненные переживания, лучше и полнее понять себя и свою непростую жизненную ситуацию. Позиция психолога-консультанта в известном смысле двойственна: с одной стороны, он активный участник жизненной истории клиента, зачастую хранитель самых сокровенных его тайн, с другой - сторонний наблюдатель, который, хотя и помогает как профессионал, но находится в стороне, по возможности не вовлекаясь эмоционально в жизненные коллизии клиента, и лишь побуждает его к самостоятельным решениям и поступкам. Эти взаимоотношения с нравственной точки зрения весьма непростые. Психолог, изучивший ситуацию и обладающий специальными знаниями, может помочь своему клиенту понять и осмыслить происходящее, но не имеет права решать за него: жизнь клиента - не его жизнь, и вторжение в чужое личностное пространство должно происходить лишь по взаимной договоренности. Обладая возможностью серьезно влиять на клиента, психолог не может ее применять в полной мере, хотя клиент его обычно об этом даже просит - как правило, клиенты стремятся переложить весь груз ответственности на консультанта и ждут от него готовых советов и решений. Таким образом, на определенном этапе помощь психолога предстает в форме отказа от прямой помощи в виде готовых решений и указаний, потому что лишь решение, принятое самостоятельно, является действительно «работающим» и подлинно нравственным. Сам же клиент учится понимать, что за конечный результат психотерапии несет ответственность он сам, потому что решение, принятое совместно с консультантом, претворять в жизнь придется именно ему. Эффективное консультирование это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.