Материалы » Адаптация человека к профессиональной деятельности » Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации

Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации
Страница 2

На этапе становления отечественной психологии проблема "единиц" имела решающее методологическое значение В настоящее время проблема выбора масштаба, адекватного измерения психологических феноменов рассматривается ведущими учеными и в плане методическом Другими словами, признается, что выбор адекватных "единиц анализа" во многом определяется целями и предметом исследования. Вероятно, могут быть связаны между собой "единицы" и особенности объективного и субъективного структурирования субъектом пространства деятельности

В целом состояние вопроса системных механизмов адаптации можно свести к следующим положениям.

1. Адаптация есть постоянный процесс активного согласования человеком своих индивидуальных особенностей (индивидных, личностных) с условиями внешней среды (требованиями рабочего места, особенностями партнеров, социальных групп, организационной культуры и др.), обеспечивающими успешность его профессиональной деятельности и полноценную личностную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности.

2. Адаптация человека к труду есть совокупность психологических механизмов, проявляющаяся в успешности его профессиональной деятельности, удовлетворенности своим трудом, оптимальной психической и физиологической "цене", затраченной на достижение результата. Они должны быть согласованы с нормативами деятельности, групповыми нормами, требованиями организационной культуры, взаимодействий с партнерами, проявляющимися как оптимальная профессиональная карьера. В целом карьера должна отражать качество согласования "внешних" и "внутренних" условий жизни субъекта, успешность его полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

3. Адаптация являет собой фазовый процесс периодических изменений ее форм, обусловленных динамикой совокупности биологических, личностных, профессиональных особенностей человека как субъекта деятельности. Эти фазы проявляются в периодических изменениях структуры ПВК, в периодизации профессиональной карьеры (служебные перемещения, кризисы и др.), в периодах большей и меньшей эффективности его как субъекта труда, в периодах большего или меньшего социального благополучия, в общей динамике жизненных кризисов и возможностей максимальной самореализации — в стадиях подъема ("акме"), достижения и сохранения стабильности ("плато") и инерции (спада).

Следовательно, можно выделить, как минимум, пять качественно отличающихся друг от друга уровней в отношениях человека как субъекта деятельности и организации (в системе "человек — организация") и более или менее адекватных им "единиц" анализа.

1. "Человек-профессия" (рабочее место, трудовой пост, подразделение) — "профессионально важные качества" (ПВК), "трудовые функции", "индивидуальный стиль деятельности".

2. "Человек-человек" (как субъекты совместной деятельности) — "профессионально важные качества", "трудовые функции", "социальные роли", "стили профессиональной деятельности".

3. "Человек - социальная группа" (профессиональные и межличностные взаимоотношения в трудовом коллективе) — "ПВК", "трудовые функции", "социальные роли", "стили профессиональной деятельности".

4. "Человек-организация" (все вышеупомянутые процессы в дополнительном контексте корпоративной культуры) — "трудовые функции", "социальные роли", "стили профессиональной деятельности".

5. "Человек-социум" (как совокупность политических, социально-экономических условий исторической эпохи) — "социальные роли", "стили жизни".

Едва ли не все стороны отношений людей в системе "человек-организация", входящие в компетенцию психологии труда и других дисциплин, являются различными по своему происхождению, содержанию и психологическим механизмам управления поведением и деятельностью людей. Они выстраиваются в определенную иерархию, могут компенсироваться и замещаться другими. Например, недостатки ПВК отдельного субъекта легко компенсируются перераспределением трудовых функций в группе. В группе — субъективное восприятие ПВК партнеров может быть более значимым их объективной выраженности. Феномен "индивидуальный стиль деятельности" и его первоначальные детерминанты в совместном труде "снимаются" закономерностями "стилей профессиональной деятельности". В феномене стиля (деятельности, руководства, общения) особенно ярко проявляется возможная вариативность взаимодействия людей в зависимости от их индивидуальности даже в нормативно заданном диапазоне содержания их труда, от структурированности производственных задач и социальных норм

Страницы: 1 2 


Вопрос 1. Психологические особенности преступности несовершеннолетних
Одним из признаков современной преступности несовершеннолетних является ее высокий динамизм, она растет непропорционально быстро. Для характеристики этого роста используют такие термины: «катастрофический», «обвальный», «бурный» рост. Что это означает? Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой роста населения подросткового во ...

Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей. Организация исследования
Целью экспериментального исследования является изучение психологических различий у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Гипотеза нашего исследования: Дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревож ...

Экзистенциально-гуманистическогий подход Джеймса Бюджентала
Жить подлинной жизнью, согласно Дж. Бьюженталу, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с ...