Сущность нравственности

Нравственность есть некий порядок, который обеспечивает взаимосвязь духовного и материального. Это та инструкция, которая позволяет духовную суть человека перевести в материальную. Но сама по себе нравственность без наличия первоначального духовного (мыслительно-чувственного) процесса непродуктивна. Она превращается в пустой ритуал. Это одно и то же, что крещение без веры.

Итак, духовное не противостоит материальному, а лишь предваряет его. Противоположностью же понятия "духовный" будет понятие "бездуховный". К такому выводу мы пришли согласно главной онтологической дихотомии (разделение бытия), которая делит мироздание на две части: наличие и отсутствие. Аналогично противоположностью любви будет ее отсутствие (равнодушие). Противоположностью ненависти ее отсутствие (равнодушие). Таким образом мы получаем интересную круговую диаграмму духовных состояний:

В центре круга - ноль, ровная душа, равнодушие. Если провести вертикальную прямую через центр, то это будет граница нравственности, слева от которой спектр нравственных духовных состояний (святой дух), а справа - безнравственных духовных состояний (злой дух). Величина развития как тех, так и других состояний практически не имеет границ, то есть мы имеем "плюс" и "минус" бесконечности с центром в виде ноля.

Переход из плюса в минус или наоборот возможен только через ноль. Это значит, что душа, полная ненависти не сможет любить, пока не обретет спокойное, ровное состояние. И только потом ей откроются прелести любви. Впрочем, из ноля она вовсе необязательно двинется в сторону любви. Душа может выбрать любое направление, в том числе и опять в спектр минуса, если другая сторона не представит ему привлекательной альтернативы.

Приведенная дихотомия позволяет сделать два вывода. Во-первых, тому, кто уже находится в отрицательном спектре бесполезно живописать прелести нравственного поведения. Его можно убедить лишь в пагубности безнравственности. И наоборот, те, кто не ведал греха, не поймут грешника, пока, по крайней мере, не перестанут его осуждать, не обретут ровное состояние по отношению к нему.

Второй вывод заключается в том, что обществу необходимо постоянно иметь как можно больше образцов нравственного поведения, чтобы результаты их деятельности могли служить для членов общества убедительным примером.

Общество, не провозгласившее никакой нравственной идеологии, никакой общенациональной объединительной идеи, обрекает своих граждан на ее индивидуальные поиски. Отсутствие нравственных качеств будет обрести гораздо легче, чем их наличие. И поскольку в природе повсеместно действует принцип диссипации энергии (экономии затрат), то общество рискует получить криминальную среду.


Теория развития личности З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 гг.) - австрийский невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа. Он пришёл к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. Его открытия ...

Дыхательные упражнения
“Растопить узоры на стекле” Глубоко вдохните, не поднимая плечи. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Выше дыхание струится, как будто Вы собираетесь растопить' узоры на стекле или губами рассеять семена растений. Вы чувствуете, как Ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите упражнение несколько раз. Уп ...

Общие закономерности отклоняющегося развития
Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выгодским в начале XX в. в связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных мед ...