Факторы, влияющие на формирование отношений в юношеском возрасте
Страница 2

Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений в юношеском возрасте, по нашему мнению, является семья.

Влияние семьи человек испытывает на себе раньше всего, будучи ребенком, когда он наиболее восприимчив. (23,56)

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. (18,52) Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. (20,154) www.transportsolve.ru

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом.(5, 113)

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. (20,149) По мнению современных психологов, в частности Фрэнка Пьюселика, подобного рода идентификация не заканчивается никогда. Человек копирует поведение родителей не только в детстве, но и на протяжении всей жизни, в том числе и в юношеском возрасте. Юноша копирует характер взаимоотношений между членами семьи, кроме того, весьма важным фактором являются эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.(22,31)

Семейная социализация не сводится к непосредственному "парному" взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. (17,44)

Вывод о том, что все перечисленное, а именно характеристики семейного климата, такие как эмоциональный тон семейных взаимоотношений, преобладающий в семье тип контроля и дисциплины, используемый тип воспитания, механизм идентификации с родителем и др. влияют на всю структуру личности человека позволило выдвинуть и проверить экспериментально гипотезу о том, что социальный климат в родительской семье и представления о романтических отношениях в юношеском возрасте находятся во взаимосвязи.

Страницы: 1 2 


Удивление и изумление
Удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, ибо оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной для удивления служит внезапное, неожиданное событие. Этим событием может быть удар грома, в ...

Понятие анализатора, и их взаимодействие
Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки. Прием информации человеком-оператором необходимо расс ...

Формирование мировоззрения и ценностей в юности. Самоопределение и самосознание
Характерные особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места юноши в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания. Сначала у подростка возникает интерес к с ...