Введение

Часто можно услышать фразу: «Милые бранятся - только тешатся».

Возможно, что супружеские конфликты могут носить позитивный характер для конфликтующих сторон, но если супруги конфликтуют ежедневно – это приводит к несовместимости, переживаниям, психическим травмам, невротическим расстройствам, а как следствие этого – к насилию и / или разводу.

Проблема отношений со значимыми другими давно находиться в поле внимания психологов. Проведенные в 1987 году исследования Г.К. Ушакова доказали, что именно семейные события гораздо в большей степени «принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и др. Семье отводиться ведущая роль в системе взаимоотношений личности. На ранних стадиях она - единственная, а позднее одна из наиболее значимых социальных групп, в которые включен индивид. От того, какие отношения между супругами, царит ли в семье взаимопонимание, уважение, телесная и духовная гармония, зависит успешность самореализации личности в социуме.

К сожалению, в последние годы в России статистика разводов неумолимо превышает показатели зарегистрированных браков. Одна из причин, которую указывали бывшие супруги – «не сошлись характерами; раньше ладили, а теперь лишь ссоры и скандалы». Что скрывается за этой формулировкой? Неумение супругами конструктивно разрешать возникшие в семейной жизни противоречия.

В. Сатир неоднократно отмечала, что напряжение и труд ежедневной работы на производстве не оставляют возможности тратить много времени и усилий на отношения в семье, но, как практикующий психотерапевт, она убеждена, что хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности.

Основываясь на собственных многолетних исследованиях Л.Б. Шнейдер сделал вывод, что «неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами».

Таким образом, изложенные выше факты и противоречия определили тему моего исследования: «Супружеские конфликты».

Объектом исследования являются супружеские отношения.

Предмет исследования – супружеские конфликты.

Цель исследования: выявление причин, провоцирующих возникновение и развитие супружеских конфликтов (чем больше мы о них знаем, тем легче нам организовать профилактическую работу).

Задачи курсового исследования:

Анализ литературы по данной проблеме.

Рассмотрение различных аспектов супружеских отношений.

Выявление причин, провоцирующих супружеские конфликты.

Проведение апробации комплекса методик.

Выработка рекомендаций по профилактике супружеских конфликтов.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что своевременное выявление причин, провоцирующих возникновение и развитие супружеских конфликтов, с использованием комплекса методик, повышает эффективность профилактики дестабилизации и распада супружеских отношений.

База проведения исследования: кабинет семейного консультирования ММУ № 11.

В исследовании применялись: психодиагностические методики: «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса», «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», Тест - опросник удовлетворенности браком, «Конструктивность мотивации».


Социальные и культурные предпосылки манипуляции
В изучении проблемы манипуляции в психологии использовались в основном материалы описательного характера, полученные с помощью метода наблюдения или же основанные на собственном опыте. Акцент в рассмотрении данной проблемы оказался чрезмерно смещенным на описание психологической структуры отдельной личности манипулятора, на построение т ...

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Определение «степени нормальности» человека - сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориен­тированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образова­ния на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющим ...

Учет типологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом. Определение понятия «типология личности».
Человеческий опыт или отдельное переживание, которое каждый человек осуществляет своим специфическим образом, отличным от других, издавна являлось основой и предпосылкой для многочисленных систем типологий. С ранних времен культурной истории делались попытки категоризировать индивидуальные установки и поведенческие образцы (паттерны) дл ...