Материалы » Мозговая регуляция речи » Высшая нервная деятельность человека

Высшая нервная деятельность человека
Страница 1

У человека в процессе его социального развития, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной организацией, с речью. Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменила высшую нервную деятельность человека. Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших полушарий. «Если наши ощущения и представления, – говорил И.П. Павлов, – относятся к окружающему миру, есть для нас нервные сигналы, конкретные сигналы, то речь, специально, прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторичные сигналы, сигналы сигналов».

Словесными сигналами человек обозначает все то, что он воспринимает при помощи своих рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» дает возможность отвлечения от конкретных примеров и явлений.

Словесная организация, речь, язык являются средством общения людей, они развивались у людей в процессе коллективного труда.

Вне общества – без общения с другими людьми – вторая сигнальная система не развивается. Известно, что люди, в малом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь, вторая сигнальная система переставала функционировать.

Основные законы возбуждения и торможения являются общими и для первой и для второй сигнальной систем. Возбуждение любого пункта коры больших полушарий у человека приводится в связь с законами восприятия речи и ее выражения, т.е. сенсорными и моторными центрами речи. Доказательства этому даны в опытах А.Г. Иванова‑Смоленского и его сотрудниками на детях.

После образования условного рефлекса на какой-либо звуковой или световой сигнал, например на звук звонка или вспышку красной лампы, словесное обозначение условного сигнала, т.е. слова «звонок», «красный цвет», вызывают сразу без предварительного сочетания с безусловным раздражителем условный рефлекс. При обратных условиях опыта, когда условный рефлекс был выработан на словесный сигнал, т.е. когда условным раздражителем являлись слова «звонок» или «красная лампа», условный рефлекс наблюдался при первом же применении в качестве раздражителя звука звонка или красной лампы, которые не сочетались никогда ранее с безусловным раздражением.

Механизм подобных условнорефлекторных реакций связан с тем, что в процессе обучения речи, задолго до опытов, возникали временные связи между корковыми пунктами, воспринимающими сигналы от различных предметов, и центрами речи, воспринимающими словесные обозначения предметов. Таким образом, центры речи включаются в образование временных связей в коре мозга человека. Во всех описанных опытах мы встречаемся с явлением элективной иррадиации, заключающейся в том, что возбуждения из первой сигнальной системы передаются во вторую сигнальную и обратно. Элективная иррадиация является существенно новым физиологическим принципом, проявляющимся в деятельности второй сигнальной системы и характеризующим ее соотношение с первой. Слово воспринимается человеком не только как отдельный звук или сумма звуков, а как определение понятие. Это доказывают опыты Л.А. Шварц, которая, выработав условный рефлекс на какое-либо слово, например, «тропинка», затем заменила его синонимом, например, словом «дорожка» такую же условнорефлекторную реакцию, как и то слово, на которое выработан условный рефлекс.

Между различными участками коры мозга и центрами, принимающими участие в актах чтения и письма, в процессе обучения также образует связи.

Ряд экспериментальных исследований (Кольцова, 1958;1967; 1973; 1980) и тщательно поведенные наблюдения (Гвоздев, 1961) подтверждают взгляд Павлова И.П., что по механизму формирования первые слова ребенка являются мышечными условными раздражителями, в основе действия которых лежат временные связи. Согласно Е.Н. Соколову (1981), словесные реакции на непосредственный раздражитель можно представить как условные реакции с особой структурной связей между детекторами и командными нейронами. Хотя тезис, что в основе овладения языком и речью лежат временные нервные связи, подвергается сомнению, на наш взгляд не существует сколько-нибудь убедительных данных, которые бы противоречили представлению об ассоциативной природе первичных элементов второй сигнальной системы. При этом надо поставить в центр всей проблемы не механическое накопление все новых и новых однотипных и сразу готовых и неизменных временных связей, но процесс длительного дифференцирования, специализации первоначально глобальных и диффузных связей, дробление на элементы, как речевых высказываний, так и результатов непосредственного чувственного отражения действительности.

Страницы: 1 2


Факторы, влияющие на формирование отношений в юношеском возрасте
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений человека является воспитание. Воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений.(27,17) Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценко ...

Выводы и рекомендации по результатам исследования
Выводы. Обобщая проведенную интерпретацию результатов, можем сделать окончательные выводы: 1. В результате обследования было установлено, что у студентов-психологов заниженный уровень эмпатии (15-21 баллов из 36) и выявлено преобладание практической направленности личности (27,8%). Для сравнения: практическая направленность – 27,8%; э ...

Виды лжи
Вагин[6] и Экман[7] в своих книгах выделяют два основных вида лжи: 1. Умолчание (сокрытие правды); 2. Искажение (сообщение ложной информации). Так же выделяют разновидности лжи, такие как: сообщение правды в виде обмана и особая ложь. Рассмотрим эти формы лжи: Умолчание или сокрытие реальной информации. По мнению И. Вагина, «большин ...