У человека в процессе его социального развития, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной организацией, с речью. Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменила высшую нервную деятельность человека. Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших полушарий. «Если наши ощущения и представления, – говорил И.П. Павлов, – относятся к окружающему миру, есть для нас нервные сигналы, конкретные сигналы, то речь, специально, прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторичные сигналы, сигналы сигналов».
Словесными сигналами человек обозначает все то, что он воспринимает при помощи своих рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» дает возможность отвлечения от конкретных примеров и явлений.
Словесная организация, речь, язык являются средством общения людей, они развивались у людей в процессе коллективного труда.
Вне общества – без общения с другими людьми – вторая сигнальная система не развивается. Известно, что люди, в малом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь, вторая сигнальная система переставала функционировать.
Основные законы возбуждения и торможения являются общими и для первой и для второй сигнальной систем. Возбуждение любого пункта коры больших полушарий у человека приводится в связь с законами восприятия речи и ее выражения, т.е. сенсорными и моторными центрами речи. Доказательства этому даны в опытах А.Г. Иванова‑Смоленского и его сотрудниками на детях.
После образования условного рефлекса на какой-либо звуковой или световой сигнал, например на звук звонка или вспышку красной лампы, словесное обозначение условного сигнала, т.е. слова «звонок», «красный цвет», вызывают сразу без предварительного сочетания с безусловным раздражителем условный рефлекс. При обратных условиях опыта, когда условный рефлекс был выработан на словесный сигнал, т.е. когда условным раздражителем являлись слова «звонок» или «красная лампа», условный рефлекс наблюдался при первом же применении в качестве раздражителя звука звонка или красной лампы, которые не сочетались никогда ранее с безусловным раздражением.
Механизм подобных условнорефлекторных реакций связан с тем, что в процессе обучения речи, задолго до опытов, возникали временные связи между корковыми пунктами, воспринимающими сигналы от различных предметов, и центрами речи, воспринимающими словесные обозначения предметов. Таким образом, центры речи включаются в образование временных связей в коре мозга человека. Во всех описанных опытах мы встречаемся с явлением элективной иррадиации, заключающейся в том, что возбуждения из первой сигнальной системы передаются во вторую сигнальную и обратно. Элективная иррадиация является существенно новым физиологическим принципом, проявляющимся в деятельности второй сигнальной системы и характеризующим ее соотношение с первой. Слово воспринимается человеком не только как отдельный звук или сумма звуков, а как определение понятие. Это доказывают опыты Л.А. Шварц, которая, выработав условный рефлекс на какое-либо слово, например, «тропинка», затем заменила его синонимом, например, словом «дорожка» такую же условнорефлекторную реакцию, как и то слово, на которое выработан условный рефлекс.
Между различными участками коры мозга и центрами, принимающими участие в актах чтения и письма, в процессе обучения также образует связи.
Ряд экспериментальных исследований (Кольцова, 1958;1967; 1973; 1980) и тщательно поведенные наблюдения (Гвоздев, 1961) подтверждают взгляд Павлова И.П., что по механизму формирования первые слова ребенка являются мышечными условными раздражителями, в основе действия которых лежат временные связи. Согласно Е.Н. Соколову (1981), словесные реакции на непосредственный раздражитель можно представить как условные реакции с особой структурной связей между детекторами и командными нейронами. Хотя тезис, что в основе овладения языком и речью лежат временные нервные связи, подвергается сомнению, на наш взгляд не существует сколько-нибудь убедительных данных, которые бы противоречили представлению об ассоциативной природе первичных элементов второй сигнальной системы. При этом надо поставить в центр всей проблемы не механическое накопление все новых и новых однотипных и сразу готовых и неизменных временных связей, но процесс длительного дифференцирования, специализации первоначально глобальных и диффузных связей, дробление на элементы, как речевых высказываний, так и результатов непосредственного чувственного отражения действительности.
Преувеличение острых углов.
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол.
Возможно также, острый угол увеличивается по причине об ...
Психологические особенности девиантного поведения. Теории
девиантного поведения, теоретические обоснования понятия
И.С. Кон (1989) определяет данное понятие как совершение действий, прямо или косвенно нарушающих нормы и правила, принятые в данном обществе.
В.Д. Менделевич (2003) в определении девиантного поведения обращает внимание и на внутренние стороны процесса: он считает, что отклоняющееся поведение проявляется в виде дисбаланса психических пр ...
Самоуважение. Механизмы формирования самооценки
Основные механизмы формирования самооценки:
a) усвоение оценок других людей. По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемс ...
Разделы