Супружеские конфликты » Теоретические аспекты развития супружеских отношений. Типы супружеских отношений и профили брака

Теоретические аспекты развития супружеских отношений. Типы супружеских отношений и профили брака
Страница 1

Часто мы говорим «счастливые жених и невеста», нередко читаем на страницах книг «они прожили жизнь в счастливом союзе». Но существуют ли какие-то критерии счастливого супружества и, что оказывает влияние на их изменения?

Отношения к браку и семье претерпело в процессе исторического развития множество метаморфоз. Однако, пока структура супружества остается неизменна.

Применительно к супружеским отношениям А.Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях». Психологические отношения в браке объективны по форме своего проявления и субъективны по своей сущности.

Формы брака разнообразны, лик его – изменчив. Для того чтобы лучше понять данную проблему, необходимо подробнее остановиться на профилях брака, типах супружеских отношений.

В теории динамической супружеской терапии упоминается семь профилей брака, основанных на реакциях и поведении супругов в браке.

Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке:

Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.

Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.

«Родительский» партнер: с удовольствием заботиться о другом, воспитывает его

«Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность, радость и одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.

Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.

Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.

Некоторые комбинации вполне конгруэнтны (независимый-независимый, независимый - рациональный), другие комплиментарны ( «Родительский» с «детским»), третьи конфликтны (романтический с независимым, «родительский с «родительским», романтический с равноправным).

Классификация профилей брака, предложенная В.Сатир, построена на моделях коммуникативных отношений. На основе анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет пять коммуникативных моделей общения между супругами.

Заискивающий

Слова (согласие)

Тело (умиротворенное)

Внутри

Обвиняющий

Слова (несогласие)

Тело (обвинение)

Внутри

Расчетливый

Слова (сверхрациональные)

Тело (считает)

Внутри

Отстраненный

Слова (неадекватные)

Тело (неловкость)

Внутри

Уравновешенный

Слова (адекватные)

Тело (гармонично)

Внутри

«все, что ты хочешь, - это хорошо»,

«я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым»

«я беспомощен» - выражается в позе грешника с поникшей головой

«я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я – ничто»

«ты никогда ничего не делаешь правильно. Что с тобой происходит?»

«я здесь главный» - выражается в позе «статуи с указующим перстом»

«я одинок и несчастлив»

«если внимательно приглядеться, то можно заметить изуродованные тяжким трудом руки кого–нибудь из здесь присутствующих»

«я спокоен, холоден и собран» - выражается выпрямленной фигурой с поднятой головой

«я чувствую себя уязвимым»

слова не имеют смысла или касаются отвлеченных тем

«я нахожусь где-то еще»

«никто обо мне не заботится. Здесь мне не место».

слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Реакция спокойная на ситуацию и поведение другого.

свободная поза, уверенного в своих силах, спокойного человека

гармоничен.

Уайл приводит три типа партнерских связей, которые он выделяет, используя критерии оценки реакции на конфликты.

Взаимное уклонение. Когда оба партнера активно уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, чувствуя несправедливость, но не высказывают друг другу своего беспокойства и обиды.

Взаимное обвинение. Партнеры открыто проявляют свое раздражение, беспокойство, подчеркивая свои требования.

Требование и уклонение. Один из партнеров активно реагирует на обстоятельства, и стремиться сблизиться с другим, другой – отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения. Причем чем больше один уклоняется, тем сильнее другой стремится к нему приблизиться.

Страницы: 1 2


Общество сверстников и его влияние на формирование психологической культуры детей
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. [40] Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лиш ...

Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках. Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что чел ...

Самоуважение. Механизмы формирования самооценки
Основные механизмы формирования самооценки: a) усвоение оценок других людей. По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемс ...