Существует различное понимание структуры конфликта. Так выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.
Анализируя стороны конфликта, можно выделить четыре типа конфликта:
- внутриличностный:
в этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющие одной или той же личности; в этом случае мы имеем дело с конфликтно – генным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;
- межличностный
: конфликт возникает между двумя или более отдельными личностями;
- личностно –
групповой:
возникает зачастую в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;
- межгрупповой:
столкновение различных групп.
Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Укажем на три важнейшие условия протекания конфликта:
- пространственно – временные
:
место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено;
- социально – психологические
: климат в конфликтующей группе, тип и уровень общения;
- социальные:
вовлечённость в противоречие интересов различных социальных групп (половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).
Своеобразным посредующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением с другой, выступают образы конфликтной ситуации – идеальные своеобразные карты, которые включают следующие элементы:
- представления участников противоречия о себе;
- представления участников конфликта о противоположной стороне;
- представление конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Почему необходим анализ образов конфликтной ситуации? Это определяется двумя обстоятельствами:
1) именно образы, а не реальность противоречия непосредственно определяет конфликтное поведение;
2) существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта за счёт изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта.
В основе классификации конфликтных действий лежат следующие основания:
- характер действий (наступательное, оборонительное и нейтральное);
- степень активности в их осуществлении (активные и пассивные, инициирующие и ответные);
- направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).
Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:
- полное или частичное подчинение одного другому;
- компромисс;
- прерывание конфликтных действий;
- интеграция.
В психологической структуре конфликтов выделяется несколько компонентов:
1) Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения, степень включённости личности в конфликтную ситуацию на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.
2) Эмоциональные компоненты представляют собой совокупность переживаний её участников.
3) Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.
4) Мативационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют его сущность несовпадения позиций участников противоборства.
Кроме того, в структуру конфликта включают и предмет конфликта, под которым понимается всё то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта характеризуется следующими особенностями:
Самоотчет: что мне дала эта работа?
1. В течение исследования я просмотрела много психодиагностических методик. Многие из них показались мне интересными, а главное надежными. Теперь у меня есть начальный арсенал методик, которыми я буду пользоваться в будущей исследовательской деятельности.
2. Я начала развивать свою наблюдательность. Если в начале исследования я проводи ...
Раздел 1
1.1 Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие впервые было введено Дж. Бунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда ...
Общие представления о внимании и памяти в свете
психологии познания
Известные исследователи внимания В.Я. Романов и А.А. Пузырей пишут:
«Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти другое понятие, история которого изобиловала бы столь резкими «взлетам ...
Разделы