Существует специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапевтических методов. Специфической сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.
Главным препятствием в обретении смысла оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» — к другому человеку или к смыслу. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансценденция».
Неспецифическая сфера применения логотерапии - это психотерапия разного рода заболеваний с помощью методов дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.
Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием».
Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мыслей о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов.
Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; при этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора — Франкл считает юмор формой свободы. Задача парадоксальной интенции - взломать, разорвать, вывернуть наизнанку механизма невроза. Пример. 56-летним адвокатом 17 лет назад «абсолютно внезапно, как гром среди ясного неба», завладело ужасное навязчивое представление, что он занизил сумму своего подоходного налога на 300 долларов и обманул тем самым государство - хотя он заполнил налоговую ведомость самым добросовестным образом. «Отделаться от этой мысли мне так и не удалось, как я ни старался»,- рассказывал он доктору. Он уже видел себя под следствием по делу об обмане, видел себя в тюрьме, видел газеты, заполненные статьями о нам, и лишение его профессионального статуса. …Его состояние ухудшилось настолько, что он был вынужден закрыть свою адвокатскую контору. Вскоре его поместили в психиатрическую клинику. В ней и началось лечение с помощью парадоксальной интенции…На протяжении четырех месяцев, трижды в неделю, пациент проходил логотерапию. Ему рекомендовалось использовать следующую формулу парадоксальной интенции: «Мне на все наплевать. К черту совершенство. Так мне и надо – пусть меня посадят, и чем скорее, тем лучше. Пусть меня арестовывают хоть трижды в день…» И он действительно начал в духе парадоксальной интенции желать себе самого худшего. Полное отсутствие каких-либо опасений сыграло свою роль в том, что пациент стал теперь в состоянии не только строить парадоксальные намерения, но и формулировать их максимально шутливым образом. Его лечащий врач способствовал этому, например приветствуя пациента в своем кабинете следующим образом: « О боже, что происходит? Вы все еще расхаживаете на свободе? Я думал, вы уже давно за решеткой – я просматривал газеты, нет ли там сообщений о большом скандале, вызванном вами». В ответ на это пациент обычно разражался громким смехом… После окончания лечения прошло больше года. «Эти формулы-то, что вы, господин доктор, называете парадоксальной интенцией,- у меня сработали. Это подействовало чудесным образом; я могу вам сказать, что за 4 месяца Вам удалось сделать из меня совсем другого человека. Конечно, то тут, то там мне приходят в голову кое-какие из былых опасений, однако, знаете, теперь я могу тут же с ними покончить – теперь-то я знаю, как с ними обращаться!»[1, стр.357-356]
В работах многих авторов подчеркивается, что Виктор Франкл внес самый большой вклад в проблему смысла и бессмысленности. Его утверждения, что 20 % неврозов (!), которые встречаются в клинической практике, - "ноогенного" происхождения, то есть возникающие из-за отсутствия смысла в жизни. Поэтому закономерно, что теория и практика именно экзистенциальной терапии находит свое развитие в изысканиях других исследователей.
Далее мы рассмотрим некоторые положения одного из самых глубоких и перспективных подходов в современной мировой психологии и психотерапии – экзистенциально-гуманистического подхода Джеймса Бюджентала.
Результаты работы по определению влияния проблемных ситуаций на уроках природоведения
В эксперименте участвовало 5 учащихся сельской школы в возрасте 8–10 лет. Результаты были обработаны с помощью математической статистики и являются достоверными.
Результаты тестирования по методике 1.
У всех детей получился довольно неплохой уровень продуктивности и устойчивости внимания. Ни один из детей не допустил ошибок в определен ...
Двумерная трактовка стилей лидерства.
Начиная с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное исследование и выявила серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой стало: люди могут вести с ...
Развитие познавательной сферы
Восприятие
в раннем возрасте остается синкретичным и расплывчатым. Узнавание предметов осуществляется по какому-либо случайному, яркому признаку, детали. Это проявляется в том, что ребенок часто рассматривает картинки, фотографии "вверх ногами".
Восприятие развивается по мере овладения ребенком предметной деятельностью, в хо ...
Разделы