Материалы » Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь » Подростковый возраст и его особенности. Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Подростковый возраст и его особенности. Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам [6]. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно, как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное [7, 61]. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся в 1990 году (возраст 14-17 лет, половина - девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % - токсические вещества. [9, 90 – 94] . Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко - или токсикоманом.

В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок социальных отношений в обществе.

Нами было проведено исследование целью выявления причин девиантного поведения в молодёжной среде. В анкетировании приняло 30 респондентов в возрасте от 15 до 20 лет , 11юношей и 19 девушек. (Таблица. Приложение 2. 3).

В ходе анализа анкеты были получены следующие данные.

Под девиантным поведением понимают – агрессивное поведение, вредные привычки, употребление наркотических веществ. Способствует формированию девиантного поведения: конфликтность в общении с родителями, отрицательный пример взрослых, отсутствие интересов, плохие взаимоотношения с учителями. Типичными чертами характера являются: грубость, жестокость и агрессивность. Больше внимание уделяют мать и отец. В семье преобладает дружелюбие, сотрудничество и взаимоподдержка. В семье имеет место постоянные ссоры, скандалы, оскорбительные и бранные слова в адрес респондентов. Девушкам и юношам нравится учиться, несмотря на то, что испытывают трудности при изучении отдельных предметов. Респонденты иногда вступали в конфликт с учителями. Чаще всего причиной этих конфликтов является несправедливое отношение со стороны учителя. Своё свободное время проводят с компанией друзей. Своё свободное время респонденты проводят, посещая увеселительные заведения. Спиртные напитки употребляют из-за праздности обстановки, за компанию. Также огромное значение имеет компания друзей. С компанией связывают общие взгляды на жизнь. Имеет место в компании употребление спиртных напитков. Избавиться от вредных привычек и изменить взаимоотношения с родителями решило большинство респондентов. Девушки и юноши пропускали учебные занятия и сквернословили. В школе должны проводиться работы по профилактике девиантного поведения, так ответило большинство респондентов. Данная профилактическая работа должна проводиться следующих формах: лекции, беседы, индивидуальные консультации.


НЛП как дисциплина, изучающая человеческий опыт. История НЛП
НЛП родилось на основе междисциплинарного взаимодействия людей, изучающих опыт работы гениальных психотерапевтов — Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона. Основателями НЛП считаются Джон Гриндер, профессиональный лингвист, и Ричард Бэндлер, психолог и математик, человек, круг интересов которого необычайно широк. К соавторам НЛ ...

Общее понятие памяти. История изучения памяти
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Начало экспериментальному изучению ...

Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей. Характеристика и базы исследования.
Специальная школа-интернат для умственно отсталых детей находится по адресу: г. Вилейка, ул. 17 сентября, 10. Здание школы строилось 50 лет назад, имеет 4 этажа, 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате дети находятся круглосуточно,. В интернате большой педагогический коллектив, служебный персонал, медики, воспитатели, логопед. ...