Материалы » Формирование психологической культуры детей » Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей

Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей
Страница 4

Родителям с высоким уровнем психологической культуры ребенок нравиться таким, какой он есть, они не стремятся активно «переделать» его, уважают его индивидуальность, стараются как можно больше времени проводить с ребенком, заинтересованы в его делах и планах, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, хорошо осведомлены о них. Родители доверяют ребенку, поощряют его самостоятельность. Они уверены в себе, хорошо рефлексируют свои собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, у них развито чувство внутреннего долга, активность и самостоятельность. Родители этой категории хорошо прогнозируют дальнейшее развитие всех сторон личности ребенка в соответствии с его реальными возможностями и способностями. Взаимодействуя с ребенком, такие родители часто используют позитивную оценку, похвалу, одобрение деятельности ребенка, последовательны в требованиях к нему. [30]

Перечисленные выше критерии являются элементами психологической культуры родителей, они формируются в виде запретов, советов и указаний. У каждого человека есть свое собственное представление о развитии и воспитании ребенка, а также реализуется та или иная психологическая концепция. Анализ процессов, происходящих в современной семье, свидетельствует о доминировании той или иной концепции в отношении ребенка. [14]

Таким образом, характер семьи изначально содержит в себе противоречивость родительских ориентаций по отношению к ребенку в семье. Различие этих ориентаций обнаруживается в характере и содержании стиля воспитания ребенка, который является одним из наиболее значимых показателей психологической культуры родителей. [16]

Основные элементы психологической культуры родителей могут по-разному детерминировать эмоциональное благополучие ребенка, а также его представления о многообразии тех психологических приемов, которые в дальнейшем помогут ему справиться с различными неблагоприятными факторами окружающей микросреды. Таким образом, взрослые, своим собственным примером, должны научить ребенка быть психологически культурным и иметь определенный уровень психологических знаний и психологической деятельности. [29]

Непосредственное влияние на развитие личности ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями и эмоциональный тон семейных взаимоотношений. Общение родителей и детей представляет собой процесс постоянного взаимодействия. Совокупность психологических знаний ребенка образуют его психологическую предобразованнсть. Такого рода житейские знания позволяют в дальнейшем детям выстраивать свою собственную линию поведения и взаимоотношений со сверстниками. [43]

Исследования отечественных психологов Алексеевой Л. С., Буевой Л. П., Жизневского Б. П., Коломинского Я. Л., Панько Е. А., Фурманова И. А. в области взаимоотношений детей дошкольного возраста и родителей показало, что подавляющее большинство детей, у которых в семье отношения строятся на основе сотрудничества, проявляют готовность к сотрудничеству и в коллективе своих сверстников [1, 20, 21]. Психологическая среда в такой семье оказывается более человечной и положительно-эмоциональной.

Семья, где родители использует неадекватные элементы воспитания спонтанного уровня, например, эмоциональные, физические или словесные воздействия на ребенка, становится для ребенка травмирующим фактором. [24]

Таким образом, психологическая культура родителей представляет собой такое личностное образование, которое выражается в их ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком. [30] О важном условии полноценного воспитания хорошо сказала в свое время Н.К. Крупская: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка». [5]

Итак, в первые семь лет жизни последовательно возникают главные виды потребности ребенка в общении ребенка с другими людьми: потребность во внимании, в сотрудничестве, уважении, сопереживании и взаимопонимании. От того, как и насколько полно родители удовлетворяют эти потребности, зависят не только их отношения с ребенком, но и успешность развития самого ребенка, т.е. своевременное формирование его способностей и личностных качеств. [31]

Страницы: 1 2 3 4 


Тест тревожности для детей младшего школьного возраста
Тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом, предназначен для определения тревожности у детей с нормальным развитием и психическими отклонениями. Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Размер основного рисунка ...

Сущность понятия «креативность»
Об обширности ума следует судить лишь по изобретательности и количеству мыслей, которые два человека извлекают из одной и той же вещи. Клод Адриан Гельвеций В обыденном сознании понятия «умный» и «сообразительный» выступают почти синонимами. В традиционных представлениях с умом ассоциируется еще и богатый запас знаний. Так, попу ...

Функции конфликтов
Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей разрешения, позволяет ее познать. Конфликт стимулирует процесс познания интересов, ценностей, целей оппонента. Разногласия и дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе столкновений соперники лучше узнают друг друга, усваивают полезные знания и ...