Введение

Актуальность темы исследования:

Как ни разнообразны компоненты наших представлений о себе, они обычно, так или иначе, группируются по оси "хороший - плохой", за которой стоит нравственная альтернатива добра и зла. Как же складывается и функционирует система нравственного саморегулирования личности, ее моральное "Я"?

Вопрос этот, одинаково важный для психологов и этиков, распадается на три проблемы: каковы основные стадии формирования и развития морального "Я"? Как соотносятся в нем знания, чувства и поведение? Является ли моральное сознание субстанциально единым или парциальным, зависящим от особенностей ситуации действия и ее интерпретации субъектом?

Актуальность выбранной темы: «Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора» обусловлена той ролью, которая играет существенное значение на данном этапе трансформации современного российского общества.

Сложные социально-экономические условия перестройки общественного сознания оказывают влияние на формирование моральной ориентации в развитии личности, и тем самым усугубляют итак непростую ситуацию выбора для любой личности.

Освещение данной проблемы даст возможность раскрыть основные положение ситуации морального выбора и нравственного развития личности.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Разработанность проблемы:

Условия, факторы, закономерности морального развития личности были исследованы в работах Ж.Пиаже, Л.Кольберга, П.Айзенберг, Д.Реста, К.Гиллиган, Д.Кребса, Э.Хиггинс, Э.Туриэля, К.Хслкама, Л.И.Божович, С.Г.Якобсон, Б.С.Братуся, С.Н.Карповой, А.И.Подольского, Е.В.Субботского и др.

В психологии морального развития традиционно выделяют два основных принципа, лежащих в обосновании морального выбора: принцип справедливости, ориентированный на когнитивные составляющие морального сознания, и принцип заботы, основанный на сочувствии и сопереживании другому человеку. Нормативный когнитивно-структуралистский подход провозгласил ведущим принципом морального поведения принцип справедливости и сосредоточил внимание на изучении когнитивной составляющей морального сознания, – Ж.Пиаже, Л.Кольберг.

Альтернативой нормативному когнитивному подходу стал эмпатийный подход К.Гиллиган, где принцип заботы, эмпатичсская ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека является основополагающим. Концепция Дж. Рсста направлена на интеграцию достижений в области исследований морального развития (Миннесотский подход). Структура морального поведения, согласно Дж.Ресту включает четыре компонента: моральную чувствительность, моральное мышление и моральные суждения, моральную мотивацию и моральный характер. Эмпатия как способность эмоционального сопереживания другому человеку, рассматривается основной регулятор моральных суждений и поведения человека в исследованиях: К.Гиллиган, П.Айзенберг, Д.Кребс, М.Хоффман. Новизна подхода Айзенберг П., предложившей периодизацию развития просоциального и морального поведения в том, что когнитивный и эмоциональный компоненты рассматриваются как взаимодействующие составляющие любого акта просоциального поведения. Большинство эмпирических исследований подтверждают, что с возрастом и с развитием способностей к преодолению эгоцентризма возрастает уровень связи эмпатии и альтруистического поведения. Однако связь эмпатии с предпочтением ориентации па принцип справедливости или на принцип заботы еще не изучена.

Цель и задачи исследования:

цель данного исследования заключается в определении нравственного развития личности и понимании ситуации морального выбора. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. проанализировать проблему нравственного развития на современном этапе, использую научную литературу зарубежных и отечественных исследователей по данной проблеме;

2. определить структуру нравственного сознания личности;

3. определить влияние нравственного развития личности на ситуацию морального выбора.

Гипотеза исследования:в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, уровень осознанности морального выбора зависит от нравственного развития личности.

Объектом исследования:

ситуация морального выбора.

Предметом исследования:

нравственное развитие личности и понимание ситуации морального выбора.

Методы исследования:

- беседа;

- методика оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга;

- и методы математической статистики.

В исследовании принимали участие 20 учеников из 8-го, 9-го и 11-того классов средней образовательной школы №43. В возрасте от 15 до 18 лет.


Счастливая семья
Если у женщины есть чувство юмора – это, как мы выяснили, прекрасно. Оно помогает снять конфликт, перевести его в плоскость доброжелательного критического взгляда на себя со стороны. Нередко юмор помогает преодолеть внутренний дискомфорт, унять собственную гордыню, побороть завышенные притязания и вообще облегчает жизнь. Я уже не говорю ...

Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей. Характеристика и базы исследования.
Специальная школа-интернат для умственно отсталых детей находится по адресу: г. Вилейка, ул. 17 сентября, 10. Здание школы строилось 50 лет назад, имеет 4 этажа, 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате дети находятся круглосуточно,. В интернате большой педагогический коллектив, служебный персонал, медики, воспитатели, логопед. ...

Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах. Формирование самооценки в течение первых семи лет жизни
У ребенка, стремление к самопознанию и самооценке возникает впервые в общении с близкими взрослыми, которые относятся к младенцу, как к будущей личности и существу, уже одаренному сознанием. На протяжение первых семи лет жизни развитие потребности в общении со взрослыми, а с трех лет – и со сверстниками обуславливает формирование отнош ...