Исследование

Исследование началось с опроса школьников, испытуемым была предложена методика оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга. Испытуемые ознакомились с девятью дилеммами. Основная идея обработки методике Колберга - оценить уровень развития ответов в соответствии с заданными критериями. По существу, необходимо провести своего рода контент-анализ ответов испытуемых. Понимая эту проблему, мы постарались максимально провести качественный и количественный анализ данных.

В ходе чего мы получили следующие результаты:

были установлены различия в оценке морального выбора в разные возрастные периоды. Так в возрасте от 15 до 16 лет, в ряде испытуемых прослеживается тенденция к выбору стратегии лет среди испытуемых основанной на принципе справедливости, с утверждениями 2-ой стадии (принцип «ты мне, я — тебе») в большей степени оказались 59% испытуемых от общего количества.

Утверждения 3 стадии (конвенциальный уровень), состоящие в том, что принимается «закон и порядок» — оказались более близки испытуемым в возрасте 17 лет, причем все пять испытуемых из группы в этом возрасте выбрали такую позицию, что составило 20% испытуемых.

Утверждения 4 стадии (социального контракта на основе учета прав личности), утверждений, постулирующих существование нравственных универсальных ценностей, которые должны соблюдаться независимо от культуры, времени и обстоятельств — вызвали максимальное согласие у 12% испытуемых в различном возрастном периоде (от 15 до 17 лет).

В периодизации морального развития по принципу «заботы» утверждения 1-ой стадии (ориентации на себя и свои интересы) оказались максимально близки 4% испытуемым. 5 и 6-я стадии (характеризующие высшие уровни морального развития) — оказались максимально созвучны 4% испытуемых, в возрасте от 16 до 18 лет.

Таким образом, выявлен достаточно широкий диапазон степени зрелости моральных суждений среди исследуемых испытуемых. На основе полученных данных мы построили следующую диаграмму, которая представлена ниже.

Общие выводы по проведенному исследованию:

при проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи:

1) использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2) определить уровень развитости нравственного развития с помощью методики оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга;

3) выявить какая зависимость между нравственным развитием личности и пониманием морального выбора;

4) сделать анализ результатов проведенного исследования.

После решения этих задач мы пришли к таким заключениям:

о том, что уровень осознанности морального выбора зависит от возраста испытуемых, от ценностных ориентации личности. Мы считаем, что данное исследование необходимо продолжить с привлечением диагностического аппарата на определение ценностных ориентаций.

Таким образом, гипотеза исследования о том, уровень осознанности морального выбора зависит от нравственного развития личности, подтвердилась.


Заключение.
В завершение можно сделать вывод о том, что тему о влиянии учета типа личности в различных видах деятельности следует развивать и раскрывать в дальнейшем. Что главная роль в воспитании ребенка отводится в первую очередь родителям и самому близкому окружению ребенка, и только потом воспитателям в детской саду, учителям в школе и т. д. В ...

Нормативные шкалы развития грудного ребенка: Шкала оценки психического развития ребенка А. Гезелла; Шкала оценки языкового развития ребенка (Института педиатрии АМН Украины)
Одними из наиболее известных в истории психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились "Таблицы развития" А. Гезелла (1925), включающие показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: "моторика", "язык", "адаптивное поведение", "личностно-социальн ...

Представления о свободе в различных философских системах
В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого сущес ...