Материалы » Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей » Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной жизни

Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной жизни
Страница 2

Так, женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственными представлениями о себе как о личности. Часто женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности. Но и на мужчину следование традиционным гендерным ролям также оказывает негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т.п.

Социально-психологическая совместимость предполагает согласование функционально-ролевых ожиданий и действий, т.е. взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония

Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью. Отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат – свою, однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существуют семьи, где осуществляется два уровня руководства – материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.

Классификация основных ролей в семье (Алешина А. Е.).

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.

2. Хозяин – хозяйка.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем.

4. Роль воспитателя.

5. Роль сексуального партнера.

6. Роль организатора развлечений.

7. Организатор семейной субкультуры.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.

9. Роль «психотерапевта».

Традиционная семья – это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли – жена выполняет роли матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.

В современной семье фактически роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну.

Необходимо отметить, что в первые месяцы ролевая структура семьи может колебаться, приближаясь к традиционной или «современной». После рождения ребенка в «традиционной» семье на психологический климат в ней влияет соответствие поло-ролевым стереотипам и психологическая взаимозависимость супругов. А в «современной» - выполнение мужем традиционной роли.

Страницы: 1 2 


Понятие анализатора, и их взаимодействие
Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки. Прием информации человеком-оператором необходимо расс ...

Практические функции клинических психологов
Диагностика .(Это наиболее традиционная функция, наиболее "старая". Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность - выделение и качественное описание синдрома, прогностичность). 1) нозологическая (с помощью нозологических единиц) В начале 18 века "одержимых бесами" впервые признали психически больн ...

Методики психологической диагностики развития грудного ребенка
Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе шести лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий ...