Понятие малой социальной группы
Страница 2

Конечно, эти три направления не исчерпывают всего разнообразия представлений о группе. Существует множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше — критики в адрес оппонентов. В качестве иллюстраций мы предлагаем читателю небольшую подборку самых различных определений группы:

«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу или социальный агрегат» (П. Сорокин);

«Группа есть совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях» (Ф. Оллпорт);

«Социальную группу можно представить как собрание индивидов, которые разделяют социальную категоризацию себя и действуют на ее основе» (Дж.Тернер).[4]

Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех их без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание. В данном случае обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г. М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений. В соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте — ценности, цели, задачи и способы взаимодействия — и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа, как социально-психологическое явление. Она предстает исследователям с точки зрения своих разнообразных свойств и признаков. А. И. Донцов, развивая данное определение, выделяет 8 признаков, характеризующих взаимодействие людей в малой группе:

1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников;

2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы;

3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии;

4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и межгрупповых ситуациях;

5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство солидарности и благодарности группе;

6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;

7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями;

8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны[5].

Таким образом, малая социальная группа — целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, который:

• состоит из ограниченного, небольшого числа людей;

• возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением;

• наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием;

• определяет некоторые особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.

Страницы: 1 2 


Классификация типов личности. Юнговская типологическая модель.
В то время как более ранние классификации строились на основе наблюдений за темпераментом или эмоциональными поведенческими образцами, модель Юнга связана с движением психической энергии и воплощена в определенном специфическом направлении, на котором тот или иной человек более предпочтительно ориентируется в мире. С этой точки зрения ...

Заключение.
Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего, кроме действующих людей со своим стремлением реализовать свои интересы. И когда часть из них взглянут на мир по особенному и начнут задумываться о совпадении и различии своих интересов с интересам ...

Сравнительный анализ взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек
Для оценки степени взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек был произведен расчет коэффициентов корреляции между показателями шкал методики ШСО и параметрами оценки понятий по методике "Семантический дифференциал". Были выявлены следующие взаимосв ...