Введение
Страница 2

За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями: у юношей-подростков все показатели агрессии выражены гораздо более сильно, чем у девушек. У юношей, в отличие от девушек (у девушек агрессивность, в основном, существует потенциально — в формах страха или зависимости) агрессивность обнаруживается как тенденция или реальность поведения. У юношей-подростков преобладает прямая физическая и вербальная агрессия; в отличие от них, у девушек преобладает косвенная вербальная форма агрессии. Проблеме агрессивного поведения личности вообще и подростков в частности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии: Z. Berkowits, A. Buss, Lorens К.,1967; Г.М. Андреева, Т.В. Драгунова, В.И. Жельвис, Ф.С. Сафуанов, Л.М. Семенюк, а также в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как А. Бандура, К. Лоренц, А. Басс, Г.М. Андреева, В. В. Знаков, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева и других.

Цель

исследования: изучить социально-психологическую деятельность по коррекции агрессивного поведения у детей подросткового возраста.

Объект

исследования: юноши и девушки подросткового возраста 14-15 лет.

Предмет

исследования: агрессивное поведение у подростков.

Гипотеза исследования:

В основу проводимого исследования положена гипотеза, согласно которой, эффективность системы социально-психологической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков обеспечивается посредством постановки социально-психологической цели, разработки содержания, способов и средств системы социально-психологической коррекции агрессивного поведения подростков; коррекционная работа организуется в условиях совместной деятельности социального педагога, психолога и подростков с учетом принципов комплексности, парциальности, опережающего обучения, когнитивной, социокультурной, проблемной адекватности, опоры на механизмы и феномены массового сознания и культуры, субъект-субъектного отношения.

Задачи

:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме коррекции агрессивного поведения у подростков.

2. Подобрать методики диагностики агрессивного поведения детей подросткового возраста.

3. Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы

Теоретической и методологической основой исследования послужили:

- принципы системного подхода в психологии (В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, А.Д. Глоточкин) и положения об основных направлениях работы психологической службы (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Е.С. Романова, А.Ф.Шикун);

- психологические теории агрессии (А.С. Белкин, Л.Н. Зюбин, Н.Д. Левитов, Л.Е. Личко, Н.С. Мансуров, Д.И. Фельдштейн, К.Лоренц, З.Фрейд, Л.Берковиц);

- деятельностно - личностный подход к исследованию, формированию и психической коррекции личности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Л.С.Выготский, Р.А. Лурия. и др.);

- теория комплексного изучения личности подростков (И.С Кон, Л.С Седова, Т.В Драгунова и др.).

Методы исследования:

для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись диагностические и коррекционные методы. Из диагностических методов использовались: тестирование, анкетирование. Коррекционные методы включали уроки, занятия и внеклассные мероприятия по понижению уровня агрессивного поведения подростков.

Страницы: 1 2 3


Глоссарий
№п/п Новые понятия Содержание 1 2 3 1 Большая социальная группа   количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации). 2 Группа н ...

Практическая работа. Общие рекомендации по коррекции тревожности младшего школьного возраста
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация "боюсь воспитателя, учителя" даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация "боюсь войны" позволит де ...

Управление и его элементы.
Элементы, на которые направлено управление, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей. Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения. Упра ...