Креативность » Сущность понятия «креативность»

Сущность понятия «креативность»
Страница 1

Об обширности ума

следует судить

лишь по изобретательности

и количеству мыслей,

которые два человека

извлекают

из одной и той же вещи.

Клод Адриан Гельвеций

В обыденном сознании понятия «умный» и «сообразительный» выступают почти синонимами. В традиционных представлениях с умом ассоциируется еще и богатый запас знаний. Так, популярный телеконкурс «Самый умный» фактически является тестом на осведомленность. Такая точка зрения вряд ли верна, хотя и не лишена оснований. Еще древние указывали на отличие «многознающих» от «многомудрых». Однако можно предположить, что для человека недалекого ума процессы приобретения, хранения и адекватного воспроизведения информации представляются затруднительными (на этом, в частности, основано включение заданий на осведомленность в некоторые батареи тестов интеллекта). Но очевидно также, что ум состоит не только в способности приобретать информацию и владеть ею, но активно ею пользоваться для решения разнообразных задач. Причем по-настоящему умным считают человека, способного справляться с задачами, алгоритм решения которых ему заранее не известен, а возможно, не известен вообще никому.

Креативность – творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.

Креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к окружающим: он готов признать, что привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают [1, с. 87].

Гилфорд: «Креативность – это процесс дивергентного мышления»

Интересно отметить, что большинство научных психологических школ начала XX столетия (структурализм, функционализм и бихевиоризм) практически не развивали никаких новых идей, полезных для изучения креативности. Гештальт-психологи анализировали составляющую креативности — интуитивное понимание, но их изучение почти не вышло за рамки определений и механизмов интуиции; природа интуиции гештальт-психологов не интересовала.

Психоаналитический подход к изучению творческой активности, как и большинство других ранних попыток решить эту проблему, основывался на отдельно взятых примерах выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными побуждениями, 3. Фрейд предположил, что активность писателей и художников есть отзвук их неосознанных желаний, выраженных в общественно приемлемой форме. Эти неосознанные желания могут касаться власти, богатства, славы или любви. Подтверждение этих идей Фрейд и его последователи старались отыскать в деятельности выдающихся творцов; классический пример такого подхода — анализ Фрейдом побудительных мотивов творчества Леонардо да Винчи.

Такая методология подверглась серьезной критике, поскольку при ее применении было невозможно «объективировать» исследуемые процессы: в связи с тем, что большинство субъектов исследования — носителей изучаемых процессов и способностей — к моменту написания работ по их творчеству уже покинули этот мир, их творческие процессы невозможно ни описать, ни измерить.

Хотя в методах изучения проблемы креативности на примере истории творчества отдельно взятого гения в принципе нет ничего «ненаучного», для нарождавшейся научной психологии ценность представляли контролируемые, экспериментальные методы. Таким образом, как теоретические, так и методологические трудности, связанные с ранними попытками изучения творческих способностей, привели к временному выпадению креативности из набора магистральных психологических проблем.

Страницы: 1 2 3


Пример вопросника.
1. Сколько Вам лет? 2. Ваш пол? 3. Обращались ли Вы в прошлом к психологу или психотерапевту? 4. Вы пользуетесь Интернетом дома или на работе? 5. Можно ли сказать, что на момент обращения к нам, Вам было действительно плохо? 6. Что Вы ожидали обращаясь за помощью? 7. Были ли Вы разочарованы нашим ответом? 8. На сколько процентов ...

История программы
Новый для российского зрителя проект не случайно получил название "Звезды на льду". В нем участвуют действительно знаменитости первой величины. Звезды театра, кино и эстрады выступят в новом для себя амплуа - в парах со звездами фигурного катания. Таким составом не может похвастаться ни один аналогичный проект в мире – триумф ...

Отвращение и презрение
Человек, вступая в сложные и многообразные взаимодействия с окружающей средой, как физической, так и социальной, демонстрирует огромное разнообразие реакций приближения - отстранения. Он обладает множеством мотивационных механизмов, побуждающих его к приятию другого человека, объекта, события, и таким же, если не большим, разнообразием ...