Восприятие иллюзий

Никогда не запоминается картина (цветовая, звуковая, вкусовая, тактильная) целостно: физически не возможно зафиксировать полное число воспринимаемых элементов (в каждый момент активное поле рецепторов сетчатки представлено огромным числом "пикселов"). В комплекс образующихся при запоминании связей входят только уже выделенные признаки воспринимаемого. Поэтому одна и та же картинка в разных контекстах понимания имеет разный смысл. Поэтому и возможны иллюзии восприятия.

Трактовка, понимание смысла воспринимаемого полностью зависит от уже имеющегося опыта. Запомнить те "интонации" голоса, которые вызывают понимание, характерное для взрослого возраста не возможно, будучи в утробе. Плохо ли это? Достаточно сказать, что развитию вида животных под названием человек, ничего другого не потребовалось, хотя была возможность сильно раздвинуть границы воспринимаемых признаков и повысить чувствительность восприятия, как это произошло у других видов. То же, что нам теперь не хватает в силу стремительного развития культуры, восполняется техническими средствами.

Вся жизнь любого индивида - это постоянная заточка его жизненного опыта под конкретику его существования, чтобы обеспечить максимальную адекватность его поведения существующим вполне определенным условиям, и лишнее в восприятии будет приносить не меньший вред, что и недостаток.

Например, если мы станем слышать все мельчайшие шорохи всего происходящего вокруг, что нас ну ни как не касается, да еще и в более широком диапазоне частот от инфразвуков до ультразвука, мы потратим огромные ресурсы психики на отвлечение внимания на это и оценку его значимости, за счет более оптимального выделения действительно важного. Мы можем поплатиться за это даже жизнью. Так что в этом нужен вполне определенный оптимум.

Если самое первое воспринимаемое, когда еще не было соответствующего опыта, никак не может интерпретироваться личностью и потому ускользает от восприятия, являясь для него иллюзией на 100%, то, сочетаясь с теми изменениями в организме, которое это новое вызывает, появляется все более определенное отношение к нему и реакции становятся все более адекватными тем реальностям, которые обладают воспринятыми признаками.

Поэтому, никогда не приближаясь к точности восприятия реальности на 100%, мы со всем большим опытом все точнее оказываемся способными соответствовать этой реальности, пока она существенно не изменится.

Но это - всегда наши личные достижения, которые никто не способен передать другим, это - личное знание, в отличие от передаваемых сведений. Поэтому общение между людьми - один из самых мощных источников иллюзий.

Выделить нечто из личного опыта в таком виде, чтобы можно было передать другому без искажений, оказалось невозможным, несмотря на огромные усилия разработчиков экспертных систем и формализаторов знаний.

Дэвид Бом пытался создать такой язык ("реомод"), который оказался бы способен точно передавать знания одного человека другому. Он был прав в том, что часто абстракции, порожденные человеком, переносятся им как сущности, существующие реально. Многие, в самом деле считают, что существуют меридианы и силовые линии. Очень многие считают, что существует пространство и время, чистая энергия, Добро, Зло и Истина сами по себе.

Бом, пытаясь найти способ избежать таких иллюзий, наивно пытался придумать альтернативу восприятию, которая бы смогла оградить от ошибок базового принципа восприятия. [6]Но иллюзий избежать не удается, в том числе иллюзий, порожденных собственными абстракциями, а точнее, удается уменьшить их влияние, только более тщательно исследуя предмет и узнавая все больше его свойств, сопоставляя их с сугубо личным опытом. Язык "реомод" с заданной функциональностью так и не был создан.


Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков из неполных семей в психологии. Понятие «индивидуально-психологические особенности личности»
Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму. Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающего от других людей. Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качес ...

Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста
a) методики диагностики развития бытовой, трудовой, игровой и др. видов деятельности; Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельност ...

Приложение. Вместо предисловия…
Нередки случаи когда педагоги округляют глаза узнав о том, что обучаемые ими дети знают о наркотиках больше них. Педагогов это приводит в ужас! Ребенку, который что то сказал о наркотиках ставится клише “наркоман”. Вся беда в том, что подростки получают эту информацию, как правило, во дворе и из весьма сомнительных источников. Одним из ...