Восприятие иллюзий

Никогда не запоминается картина (цветовая, звуковая, вкусовая, тактильная) целостно: физически не возможно зафиксировать полное число воспринимаемых элементов (в каждый момент активное поле рецепторов сетчатки представлено огромным числом "пикселов"). В комплекс образующихся при запоминании связей входят только уже выделенные признаки воспринимаемого. Поэтому одна и та же картинка в разных контекстах понимания имеет разный смысл. Поэтому и возможны иллюзии восприятия.

Трактовка, понимание смысла воспринимаемого полностью зависит от уже имеющегося опыта. Запомнить те "интонации" голоса, которые вызывают понимание, характерное для взрослого возраста не возможно, будучи в утробе. Плохо ли это? Достаточно сказать, что развитию вида животных под названием человек, ничего другого не потребовалось, хотя была возможность сильно раздвинуть границы воспринимаемых признаков и повысить чувствительность восприятия, как это произошло у других видов. То же, что нам теперь не хватает в силу стремительного развития культуры, восполняется техническими средствами.

Вся жизнь любого индивида - это постоянная заточка его жизненного опыта под конкретику его существования, чтобы обеспечить максимальную адекватность его поведения существующим вполне определенным условиям, и лишнее в восприятии будет приносить не меньший вред, что и недостаток.

Например, если мы станем слышать все мельчайшие шорохи всего происходящего вокруг, что нас ну ни как не касается, да еще и в более широком диапазоне частот от инфразвуков до ультразвука, мы потратим огромные ресурсы психики на отвлечение внимания на это и оценку его значимости, за счет более оптимального выделения действительно важного. Мы можем поплатиться за это даже жизнью. Так что в этом нужен вполне определенный оптимум.

Если самое первое воспринимаемое, когда еще не было соответствующего опыта, никак не может интерпретироваться личностью и потому ускользает от восприятия, являясь для него иллюзией на 100%, то, сочетаясь с теми изменениями в организме, которое это новое вызывает, появляется все более определенное отношение к нему и реакции становятся все более адекватными тем реальностям, которые обладают воспринятыми признаками.

Поэтому, никогда не приближаясь к точности восприятия реальности на 100%, мы со всем большим опытом все точнее оказываемся способными соответствовать этой реальности, пока она существенно не изменится.

Но это - всегда наши личные достижения, которые никто не способен передать другим, это - личное знание, в отличие от передаваемых сведений. Поэтому общение между людьми - один из самых мощных источников иллюзий.

Выделить нечто из личного опыта в таком виде, чтобы можно было передать другому без искажений, оказалось невозможным, несмотря на огромные усилия разработчиков экспертных систем и формализаторов знаний.

Дэвид Бом пытался создать такой язык ("реомод"), который оказался бы способен точно передавать знания одного человека другому. Он был прав в том, что часто абстракции, порожденные человеком, переносятся им как сущности, существующие реально. Многие, в самом деле считают, что существуют меридианы и силовые линии. Очень многие считают, что существует пространство и время, чистая энергия, Добро, Зло и Истина сами по себе.

Бом, пытаясь найти способ избежать таких иллюзий, наивно пытался придумать альтернативу восприятию, которая бы смогла оградить от ошибок базового принципа восприятия. [6]Но иллюзий избежать не удается, в том числе иллюзий, порожденных собственными абстракциями, а точнее, удается уменьшить их влияние, только более тщательно исследуя предмет и узнавая все больше его свойств, сопоставляя их с сугубо личным опытом. Язык "реомод" с заданной функциональностью так и не был создан.


Диагностика интеллектуального развития взрослых
Тесты интеллекта применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа структуры интеллекта позволяют определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной ...

Вопрос 3. Психологическая характеристика основных показателей преступности несовершеннолетних
При рассмотрении особенностей преступности несовершеннолетних необходимо учитывать прочную и гибкую ее связь с молодежной модой. При этом имеют в виду преимущественно связь групповой преступности с модой на вещи (одежду, обувь, другие предметы), которые становятся объектами группового преступного посягательства. Однако это представление ...

Преувеличение острых углов.
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине об ...