Материалы » Природа человеческих иллюзий » Применение иллюзий в реальности

Применение иллюзий в реальности
Страница 1

Жизненный опыт формируется как из наблюдаемых проявлений реальности, так и возникших субъективно иллюзий, которые для восприятия никак от проявлений реальности не отличаются. Но любые иллюзии рано или поздно могут быть обнаружены при сопоставлении с другими явлениями реальности, и опыт скорректирован. Известно, что многие люди по первому же взгляду (именно взгляду!) формируют свое мнение о другом человеке, не осознавая сам процесс. Это древние механизмы, работающие без участия сознания. По нескольким характерным признакам выносится вердикт, который осознается как готовое мнение.

Эти признаки, выражающиеся в незначительных чертах осанки, мимики, жестах, во многом не могут быть формализованы словами. Никто глубоко не занимался их исследованием и классификацией. Тем не менее этим очень многие пользуются вполне осознано, придавая себе уверенный или, наоборот, беспомощный вид, делая что-то, производящее на женщину, начальника, друга или врага нужное впечатление. Как говориться, нужно самому убедить себя в этом образе и все автоматически получится.

Получится только в тех условиях, для которых выработались эти ключевые признаки распознавания. Стоит только оказаться в других условиях (в другой стране, например), и оценка окажется на много большей иллюзией. Часто заветные признаки можно разглядеть даже не в человеке, а в животном (кошка "улыбается") и такая иллюзия еще в большей степени обманчива. Но даже попытка оценить другого человека, таким образом, во многих случаях, приводит к большой неадекватности отношения к нему. Этим пользуются люди, умеющие создавать о себе желаемое впечатление.

Есть разные мастера в этом искусстве. И Мессинг рассказывал, как еще в детстве, ему удалось убедить кондуктора, что у него есть купленный билет, просто абсолютно сам уверовав в это. Он приобрел признаки, достаточно убедительные, чтобы кондуктор не обратил на него особого внимания.

Он показательно умел получить в банке большую сумму денег, не имея к ним никакого отношения.

Обмануть наши чувства несложно. То, что мы чувствуем - лишь малая часть доступных нам свойств реальности, но именно повторяемость этих ощущений закрепляет опыт ощущения реальности и делает его все более уверенным. А общение позволяет еще больше получить информации об этом повторяемом опыте, сопоставив с аналогичными ощущениями других.

Заведомо искажаемая же информация называется обманом, который дезориентирует другого, в свойствах реальности, способствуя созданию обманчивых иллюзий. Но иллюзии не смогут заменить реальности по той простой причине, что они не существуют на самом деле, ими не будешь сыт и согрет.

В некоторых случаях, как правило далеких, от значимых границ действительно нужного опыта (поэтому и плохо освоенной области), отличить иллюзию от реальности или понять причину иллюзий бывает очень трудно, а иногда невозможно без дополнительной, далеко не всегда доступной информации.

Часто бывает, что в некоторых областях восприятия-реагирования люди настолько погрузились в сугубо субъективное, без реальной связи с объективным, что их представления становятся зыбкими и непонятными даже самому себе. Но если ты не понимаешь сам себя, то это не означает, что и другие тебя не понимают.

Они понимают, только по-своему и, возможно, многие из них правы. А вот люди, фанатично обманывающие сами себя, несмотря ни на что, вызывают лишь жалость: Мессии, провидцы и чудо - ученые. Они создают свой собственный субъективный мир любимых представлений, в который верят так же как в мир реальный, иногда даже больше того.

По логике вещей, наша внутренняя реальность не "куда реальнее" внешней, а просто существует в ней, как часть ее. Но для нас есть только ее модель в виде нашей субъективной реальности, и по ней мы судим о внешней настолько же верно и эффективно, насколько она точно ей соответствует. Это наш мир, который нам ближе всего остального, это наши убеждения, на которых строится все наше поведение, это, фактически, мы и есть.

Мы не можем отделять внутреннюю реальность от внешней, иначе останемся даже без того кривого зеркала, которое имеем. Но нужно уметь отделять ту часть нашего мира, которая заведомо нами с внешним миром и не связывалась, как сказки, которые живут только в наших головах, и мы понимаем, что это - сказки. Все остальное - тоже "иллюзии", которые только в какой-то степени соответствуют объективной реальности.

Как бы хорошо мы не знали предмет, а все же знаем о нем гораздо меньше, чем не знаем. Но для нас эти "иллюзии" - и есть весь мир, доступный нашему пониманию. Мы не можем жить параллельно: или во внутреннем мире или переключаться на внешний, просто потому, что нам доступен только внутренний мир. Для очень многих внутренний мир сказок важнее внешнего, но это очень условно и индивидуально.

Страницы: 1 2


Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Дидактические игры в педагогических системах . В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О. М. Дья ...

Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность
Преступность несовершеннолетних тесно связана с подростковым алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией Связь с алкоголизмом многоканальная, прямая и обратная. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних — это и способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Они — групповые по своему характеру. Едва ли можно встр ...

Структура конфликта.
Существует различное понимание структуры конфликта. Так выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий. Анализируя стороны конфликта, можно выделить четыре типа конфликта: - внутриличностный: в этом случае сторонами конфл ...