В ходе подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:
¬ Проведен анализ учебной и специальной литературы по проблемам умственной отсталости.
¬ Рассмотрены особенности психологического развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью - возрастные особенности, приведены психологические характеристики, более подробно раскрыты психокогнетивные процессы – память и внимание.
Анализ литератур позволил выделить три подхода к изучению умственной отсталости: биологический, клинический и аспект социальной реадаптации. Эти вопросы отражены в ряде работ отечественных психологов-исследователей (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов, В.Ф. Шалимов, В.М. Явин и др.).
Большой вклад в разработку проблемы психического развития умственно отсталого ребенка внес выдающийся советский ученый Л. С. Выготский. Согласно его точке зрения психика умственно отсталого ребенка социально обусловлена.
Исследования, проведённые коллективом психологов (Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, М.П. Феофанова) под руководством Л.В. Занкова были направлены на изучение личности аномального ребёнка в целом. Формирование личности прослеживается в процессе овладения ребёнком знаниями, в зависимости от педагогического воздействия, которые использует ребёнок в коллективе, работающем под руководством воспитателя.
Сложность исследуемого объекта (умственная отсталость) и, вместе с тем, важность при развитии личности больных детей, требует комплексного подхода. Невозможно рассматривать психические и физиологические процессы отдельного от генетической, биологической и социальной составляющих.
Характеристика умственно отсталых детей дошкольного возраста:
¬ отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему;
¬ общая патологическая инертность;
¬ крикливость, раздражительность, расторможенность;
¬ позднее формирование предпосылок к речи и предметным манипуляциям;
¬ недостаточная сформированность процесса восприятия;
¬ расстройства речи и др.
Характеристики психокогнетивных процессов.
Память:
¬ замедленность запоминания;
¬ быстрота забывания;
¬ неточность воспроизведения;
¬ эпизодическая забывчивость;
¬ плохая переработка воспринимаемого материала.
Внимание:
1. низкий уровень развития внимания;
2. колебания психической активности;
3. быстрая психическая истощаемость и др.
Объекты и субъекты веры
Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально.
В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъ ...
Развитие конфликта и его завершение
Развитие конфликта есть процесс перехода к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением или затуханием). Оно включает в себя изменение основы конфликта, усложнение формы противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы.
Кроме такого поступательного развития конфликта существ ...
Психологический портрет родительской семьи
Испытуемый Л является третьим ребенком в семье. Семья неполная, его воспитывает мать, с которой он и живет. Отец ушел из семьи, когда Л было 9 лет. У него есть старшие сестра и брат, проживающие за границей и уже имеющие свои семьи. Видится Л с ними редко, но всегда стремится к этим встречам.
В семье Л сейчас занимает нейтральную позиц ...



Разделы