В ходе подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:
¬ Проведен анализ учебной и специальной литературы по проблемам умственной отсталости.
¬ Рассмотрены особенности психологического развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью - возрастные особенности, приведены психологические характеристики, более подробно раскрыты психокогнетивные процессы – память и внимание.
Анализ литератур позволил выделить три подхода к изучению умственной отсталости: биологический, клинический и аспект социальной реадаптации. Эти вопросы отражены в ряде работ отечественных психологов-исследователей (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов, В.Ф. Шалимов, В.М. Явин и др.).
Большой вклад в разработку проблемы психического развития умственно отсталого ребенка внес выдающийся советский ученый Л. С. Выготский. Согласно его точке зрения психика умственно отсталого ребенка социально обусловлена.
Исследования, проведённые коллективом психологов (Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, М.П. Феофанова) под руководством Л.В. Занкова были направлены на изучение личности аномального ребёнка в целом. Формирование личности прослеживается в процессе овладения ребёнком знаниями, в зависимости от педагогического воздействия, которые использует ребёнок в коллективе, работающем под руководством воспитателя.
Сложность исследуемого объекта (умственная отсталость) и, вместе с тем, важность при развитии личности больных детей, требует комплексного подхода. Невозможно рассматривать психические и физиологические процессы отдельного от генетической, биологической и социальной составляющих.
Характеристика умственно отсталых детей дошкольного возраста:
¬ отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему;
¬ общая патологическая инертность;
¬ крикливость, раздражительность, расторможенность;
¬ позднее формирование предпосылок к речи и предметным манипуляциям;
¬ недостаточная сформированность процесса восприятия;
¬ расстройства речи и др.
Характеристики психокогнетивных процессов.
Память:
¬ замедленность запоминания;
¬ быстрота забывания;
¬ неточность воспроизведения;
¬ эпизодическая забывчивость;
¬ плохая переработка воспринимаемого материала.
Внимание:
1. низкий уровень развития внимания;
2. колебания психической активности;
3. быстрая психическая истощаемость и др.
Физиологические основы характера
Согласно учению И.П. Павлова привычное поведение человека — это система прочно закрепившихся ответных реакций человека на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Система закрепившихся ответных реакций, или привычный образ поведения человека, как указывал И.П. Павлов, обусловлена как свойствами нервной системы, ...
Экзистенциально-гуманистическогий подход Джеймса
Бюджентала
Жить подлинной жизнью, согласно Дж. Бьюженталу, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с ...
Общие закономерности отклоняющегося развития
Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выгодским в начале XX в. в связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных мед ...
Разделы