Материалы » Адаптация человека к профессиональной деятельности » Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства

Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства
Страница 5

Стиль жизни можно рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями среды (требованиями учебной или профессиональной деятельности; индивидуальностью партнеров и многое другое), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений

СЖ > СП > СПД > КС (ЭС, ПМС).

Отношения между разными стилями можно выразить формулой:

СЖ f, s, t [(КС, ЭС, ПМС), СПД, СП|,

где КС — когнитивный стиль, ЭС — эмоциональный, ПМС — психомоторный, СПД — индивидуальный стиль деятельности, СП и СЖ — стили поведения и стили жизни, s — условия среды, t — время, f — функция.

Вероятно, СП — не только возможное и необходимое рабочее понятие, но и реальное психологическое явление. Мы видим достаточно четкие критерии разведения двух близких понятий — стиля поведения и стиля жизни.

1. СЖ — совокупность всех жизненных процессов ("мыслю, чувствую, поступаю" — М. М. Бахтин); СП — доминирование одного ("поступаю").

2. СЖ — совокупность всех времен бытия человека (прошлое — настоящее — будущее); СП — только настоящее время ("здесь и теперь").

3. СЖ — совокупность разных возможных альтернатив; СП — одна, реализованная или реализуемая в настоящем времени и пространстве.

4. СЖ — совокупность всех возможных отношений человека с миром ("мир в человеке и человек в мире"); СП — одна локальная, ситуационная актуальная самореализация (или генерализованная, стереотипная), определяемая конкретными условиями взаимодействия субъекта со средой ("валентностью" компонентов "поля" по К. Левину). 5. СЖ — предполагает самодетерминированность, надситуативную активность; СП скорее реактивность (как ответ "интегральной индивидуальности" на конкретные условия среды).

Сущность различия между СП и СЖ косвенно отражается особенностью использования данных понятий разными учеными. Так, в контексте теории "поля" (как структурированном пространстве жизнедеятельности субъекта, в котором "здесь и теперь" действует совокупность психологически значимых для него векторов сил) К. Левин использует понятие "стиль поведения". СП понимается им как отражение, как следствие, как функция актуальных валентностей факторов среды, представленных субъекту, а точнее — лишь факторов, наиболее психологически значимых именно для него в данной ситуации. Ее изменения во внешнем или внутреннем плане, изменение "валентности" ее составляющих в корне меняют и поведение субъекта. Поведение субъекта определяется быстро текущей динамикой "поля".

При психодинампческом подходе в эпигенетической теории Э. Эриксона [152] понятие "стиль жизни" используется для анализа жизнедеятельности человека в разные периоды жизни при вариации социальных условий, сформированных и формирующихся социальных ролей, т. е. как естественное "движение" человека в его биологическом и социальном развитии через разные "поля". Другими словами, здесь рассматриваются более стабильные составляющие, выступающие едва ли не в качестве инвариантов жизни человека.

В целом понятие СП в психологической литературе чаще используют для отражения фактов свершившегося или свершающегося в жизнедеятельности субъекта, понятие СЖ — для отражения многообразия потенциальных возможностей человека и необратимости уже свершившегося. В русле идеи стилевого цикла СП можно назвать одним из актов бытия субъекта, а СЖ — процессом интеграции всей цепи прошлых, настоящих и будущих событий.

В заключение еще раз обратим внимание на качественную особенность феномена "стиль", отличающую его от других психологических образований. Стиль — не "черта", не "тип", не "характеристика". Стиль есть динамичная психологическая система активной адаптации субъекта к условиям среды. В качестве ее внешних условий могут выступать особенности трудовой деятельности субъекта,

корпоративной культуры организации, требования вышестоящего руководства, межличностные отношения в коллективе, равно как и методики обучения и подготовки, реализуемые конкретным преподавателем. Словом, все, что может быть объективно пли субъективно значимыми факторами для жизнедеятельности данного человека, имеет, по К. Левину, определенную "валентность".

Вероятно, разные стили представляют собой результат интегрирования более частных стилей по принципу вложенных систем. Метасистемой для них выступает стиль жизни как "судьба", как "жизненный путь" личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Анализ полученных данных
Одной из задач нашего исследования являлось выявление различий на уровне исследуемого признака. У нас имелось 2 выборки, в одной 12 человек, в другой 11 человек. Для математического анализа нами был выбран Q – критерий Розенбаума для первой и второй методики. Критерий используется для оценки различий между двумя выбоками по уровню како ...

Приложения
Приложение 1 Таблица 2.1 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в экспериментальном классе на констатирующем этапе экспериментальной работы Ценности Результаты исследования терминальных ценностей подростков среднего школьного возраста Номер испытуемого 1 2 3 ...

Экспериментальное исследование девиантного поведения у пассажиров аэропорта. Организация и методы исследования
В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние изученности заявленной проблемы. Выяснено, что в последние годы в отечественной и зарубежной науке не обнаружено каких-то принципиально новых идей в обеспечении безопасности пассажиров аэропорта. В результате анализа литературы мы выявили, что наиболее со ...