Раздел 3
Страница 1

3. 1. В настоящее время концепция личности как субъект жизненного пути позволяет нам представить конкретную исследовательскую – во многом еще гипотетическую – модель изучения реального сознания. Эта модель охватывает функциональный механизм сознания, сознания в его функционировании, и условно названа « социальное мышление личности: функционирование сознания определяется не только его структурой, « строением», проанализированными вслед за Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, а затем В.П. Зинченко, но и способом жизни личности, который определяет функциональные возможности и ограничения сознания ( и его уже сугубо функциональные пожизненные структуры). Самые отдаленные аналоги вскрывают существо этого различия: мощности завода нормативно закладываются при его планировании, но и радикально отличаются от реального функционирования, связанного с отсутствием либо сырья, либо рабочих, либо комплектующих. www.talkbanks.ru

Однако психологические исследование социального мышления личности не сводится к раскрытию социальных условий этого мышления (поэтому и отличается от социалистического). Мы рассматриваем сознание и мышление как обобщение личностью того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных условиях. Речь идет о том, насколько субъект пользуется своим мышлением «загружает» его, о регулярности интеллектуальных занятий (конечно, определяемых физическим или умственным характером труда, но в первую очередь – самой личностью).

Определив сознание как жизненную способность личности, мы полагаем, что можно говорить не только о способности к социальному мышлению, но и о потребности в нем. Так, Д.Дьюн указал на любознательность как форму выражения этой потребности, однако сегодня в нашем обществе теоретики обошли эту проблему, а практики образования, как справедливо заметил Я.А. Пономарев, всей системой его реализации постаралась убить в ребенке данную потребность.

Выявленная прямая зависимость социального мышления от способа жизни определенной личности в конкретных условиях открывает перед нами перспективную цель – найти и убранную зависимость, которую всегда подчеркивал С.Л. Рубенштейн, - регуляторную роль, или функцию мышления в этом способе жизни.

Предметом мышления личности является вся социалистическая действительность в совокупности феноменологическом и сущностных характеристик ( социальных процессов, событий, ситуаций, отношений и поведение людей, их личностей), а также ее собственная жизнь. Личность как субъект жизни имеет способность к такому мышлению и потребность в нем.

„ У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старческие тупые зубы” – так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дрункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу [10]. С этим трудно не соглашаться, имея в виду, что мышления в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого „здравого смысла”.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей, это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировано – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление бывает теоретическое (понятное , образное) и практическое (ненагляднообразное, нагляднообразное).

Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех., кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Известный исследователь этого вида мышления Э. Блейер писал по поводу этого: „ Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления, … свои особые законы мышления . Мы наблюдаем действие этих механизмов… и в обычном сновидении , в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира”[6].

Мысли человека при аттическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а эффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы, программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания. Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченном в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

Страницы: 1 2 3


Теоретические основы изучения эмпатии. Определение и содержание эмпатии
Теоретический анализ о наличии у человека эмпатических способностей проводили в своих исследованиях отечественные и зарубежные авторы: Выявление особенностей проявления эмпатии в интерперсональных отношениях (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов), феноменологический анализ (Н.И.Сарджевеладзе), функциональные механизмы (В.Н. Вимонас, П. Фресс, Ж. ...

Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у молодежи
Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут, носит вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, пьянство способствует усилению преступности. Общество всегда прилагало больш ...

Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. - Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций) - Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; - Психологи подчеркивают за ...