Материалы » Роль этнических стереотипов в межличностном восприятии » Этнический стереотип: понятие, функции, основные методы изучения

Этнический стереотип: понятие, функции, основные методы изучения
Страница 9

Для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа в отечественной психологии был разработан диагностический тест отношения (модификация метода семантического дифференциала). Создавая эту методику, авторы исходили из того, что дифференциация восприятия этнических групп по шкале «нравится – не нравится», как правило, ведет к тому, что одни и те же качества, приписываемы и своей, и другой общности, могут интерпретироваться по-разному, и добродетель одной группы рискует превратиться в порок другой. Поэтому в ДТО из двух антонимов типа «щедрый-жадный» выбиралось только негативное качество «жадный», а в качестве противовеса – «золотая середина»: «экономный». На основе такого принципа подбора были получены шкалы, полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие. Испытуемому предлагается оценить по предложенным характеристикам себя, «Идеал», «типичного» представителя своей национальности и т.д.

ДТО позволяет измерить следующие параметры этнических стереотипов: амбивалентность (степень эмоциональной определенности стереотипа), выраженность (или интенсивность: отражает силу стереотипного эффекта) и направленность (знак и величина общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному объекту).

Дополнением к методу ДТО является выделение в ответах испытуемых вспомогательных показателей для выявления различных характеристик и, в частности, этнических стереотипов. Удобной моделью системы этнических предпочтений может служить степень совпадения образов этнических групп с образом «Идеал». В числовом выражении данный показатель представлен разностью между диагностическими коэффициентами образа «Идеал» и образа типичного представителя какой-либо национальности (Солдатова, 1998).

Помимо перечисленных методов для выявления этнических стереотипов используются также техника репертуарных решеток, шкала социальной дистанции Богардуса, анкетирование, различные способы интервьюирования. Главной задачей исследователя при проведении эксперимента является выбор адекватной методики, обеспечивающей валидность и надежность получаемых данных. Важно также иметь в виду, что при прямом опросе достаточно сложно выявить наличие тех или иных этнических стереотипов, так как они могут отсутствовать на сознательном уровне, или испытуемый может давать социально желательные ответы. Поэтому наиболее распространенными являются проективные методы исследования, позволяющие обойти сознательные установки индивида, а также совмещение нескольких методик в рамках одного исследования.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Теоретические аспекты феноменологии конфликта. Понятие конфликта.
Конфликт ( от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения их ...

Конфликты (Определение, стадии, положительные и отрицательные
Конфликт - столкновение двух или более сторон, по поводу реального или воображаемого ущемления интересов кого бы то ни было из участников конфликта в прошлом, настоящем или будущем. Конфликты это обычная часть жизни. Стадии конфликта: Разногласие, Противостояние (конфронтация), Эскалация (нарастание напряжения), Вершина конфликта, Спа ...

Выводы исследования
Проанализировав результаты нашего исследования, мы делаем следующие выводы: Дети дошкольного возраста из неполных семей более агрессивны, чем дети из полных семей. Они имеют следующие личностные особенности: нападают на остальных детей, обзывает их и бьет, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего ...