Супружеские конфликты » Периодизация семейной жизни

Периодизация семейной жизни
Страница 1

Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве.

По определению В.В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». Семейные отношения не могут быть установлены сразу, так как семья – не статичное образование, она развивается и изменяется под воздействием ряда факторов. Поэтому, говоря о семье, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития.

Выделение этапов развития семьи может быть связано со статистикой кризисов семьи. Так С. Кратохвил выделял в жизни семьи свои критические периоды: 4-6 лет и 17-25 лет совместной жизни. Эти периоды семейной жизни связаны с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. П.Босс называет их нормативными стрессорами, то есть трудностями, которые испытывает большинство семей. На начальном этапе – трудности привыкания друг к другу, отношения с родственниками; на следующем этапе – организации быта и воспитания детей; на дальнейших этапах – появляются представления о невозможности возродить супружеские отношения.

В. Сатир выделила следующие этапы, которые проходит каждый член семейного коллектива по мере роста:

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, а это в свою очередь требует адаптации, как со стороны детей, так и со стороны родителей.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестка или зять.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. Когда же три или четыре кризиса проходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. В.Сатир считает, что это наиболее естественные кризисы, которые переживаемые большинством людей.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. Приобретение опыта общения с другим полом, выбор партнера, приобретение опыта эмоционального и делового общения, частичная психологическая и материальная независимость от генетической семьи.

Брак. Принятие на себя супружеских социальных ролей.

Этап «медового месяца». Установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации быта, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Решение о продолжении рода, рождение ребенка, возвращение на работу супруги, начало посещения ребенком детского сада.

Зрелая семья. Создание новой структуры отношений, возможно пополнение ее новым членом, новой личностью, соответственно изменяются и роли родителей.

Семья людей старшего возраста. Возобновление супружеских отношений, но с новым содержанием семейных функций.

В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет пять стадий жизненного цикла семьи:

зарождение семьи до рождения ребенка;

рождение и воспитание детей;

окончание выполнения семьей воспитательных функций;

дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;

супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Однако приведенные периодизации имеют отличительные особенности, к которым для российской семьи можно отнести:

отсутствие сепарации и сегрегации в детско-родительских отношениях;

Страницы: 1 2


Резюме теоретической части
Осуществляемое личностью социальное поведение характеризуется более сложной структурой по сравнению с теоретическим и практическим поведением. Оно осуществляется только в социальных условиях, соответствует интересам других людей, общественным требованиям и представляет собой результат активности человека как социального существа. У мужч ...

Формирование характера
В какой степени характер человека стабилен? Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формир ...

Заключение.
В завершение можно сделать вывод о том, что тему о влиянии учета типа личности в различных видах деятельности следует развивать и раскрывать в дальнейшем. Что главная роль в воспитании ребенка отводится в первую очередь родителям и самому близкому окружению ребенка, и только потом воспитателям в детской саду, учителям в школе и т. д. В ...