Материалы » Психология профессионального общения юристов » Конфликт и его психологическая характеристика.

Конфликт и его психологическая характеристика.
Страница 3

В зависимости от субъекта взаимодействия в конфликте может выступать отдельное лицо (внутриличностный конфликт), два или несколько лиц (межличностный конфликт), группы лиц (межгрупповые конфликты), организации, классы, государства, нации и иные этнические общности, религиозные конфессии (соответственно межорганизационные кофликты: классовые, государственные, этнические, религиозные).

Внутриличностные конфликты, как правило, бывают порождением амбивалентных стремлений субъекта.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Конструктивный межличностный конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения, среди которых выделяют:

1 - соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы;

2 - сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

3 - компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки;

4 - избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

5 - приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Методы погашения конфликтов делятся на прямые, косвенные и устранения причины.

В числе прямых методов можно выделить следующие:

1. Поочередное приглашение враждующих сторон, изложение им сути и причин конфликта. Не допускают наговоры, требуются только факты, а не эмоции, заверение, что будет предоставлена возможность высказать эмоции непосредственно оппоненту. После уточнения фактов - вызов обоих и объявление решения. Руководитель прям, деловит, основа - авторитет этических традиций и официальных установок, существующих в обществе. Решение арбитра - сигнал о том, что конфликт исчерпан, возвращаться к нему - значит отнимать время у занятых людей.

2. Предложение высказать претензии друг к другу при группе или на собрании. Решение принимается на основе выступлений группы или собрания и объявляется от лица группы как суждение объективное и не подлежащее дальнейшей дискуссии.

3. Если конфликт не утихает, то применяются санкции.

4. Если конфликт и после этого продолжается, то «развод» конфликтующих.

Косвенные методы погашения конфликта основываются на ряде принципов.

1. принцип «выхода чувств». Если человеку дать возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно сами собой они сменяются положительными. При этом внимательно слушать - не значит выражать согласие.

2. принцип «эмоционального возмещения». Человек, обращающийся с претензиями, должен рассматриваться как страдающее лицо. Внутренняя картина, сложившаяся у него, именно его выставляет страдальцем. Чем более он не прав, тем активнее выставляет себя перед своей совестью страдальцем. Сочувствуя, мы возмещаем его душевное состояние и апеллируем к лучшим качествам человека: уму, обаянию, выражаем недоумение по поводу «непривычного» образа действий. Но характер высказываний не лесть, а сочувствие.

3. принцип «авторитетного третьего». Доведение до одного из конфликтующих положительного суждения о нем его оппонента через третьего незаинтересованного, пользующегося авторитетом лица.

4. принцип «обнажения агрессии». Намеренное обострение конфликта высказываниями, ситуацией, на людях в замаскированной форме: диспут, состязание, игра.

5. принцип «принудительного слушания оппонента». Высказывание претензий в присутствии друг другу, затем следует инструкция: «Каждый, прежде чем ответить оппоненту должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Здесь заостряется внимание на том, чтобы слушать оппонента. Фиксация внимания на слушании друг друга, так как конфликтующие часто не слышат друг друга, а слушают только себя, что обостряет конфликт.

Страницы: 1 2 3 4


Обсуждение результатов исследования
Далее был проведен качественный и количественный анализ результатов исследования. Для качественного анализа результатов исследования для подтверждения гипотезы о том, что уровень манипулятивных установок (склонности к манипулированию) личности детерминирован субъективными особенностями общения, было проведено сравнение результатов иссл ...

Конфликты в святоотеческой психологии. Причины возникновения и сущность конфликтов
Проблема конфликтов между людьми сегодня для психологов и социологов стоит на важнейшем месте. Условия сегодняшней жизни — это все уско­ряющиеся ее ритмы и постоянное общение с людьми; общение пусть поверхностное, но со столь широким кругом людей, какой не могли и помыслить себе учи­тели нравственности ни в IV, ни даже в XVIII веке. Одн ...

Анализ полученных данных
Одной из задач нашего исследования являлось выявление различий на уровне исследуемого признака. У нас имелось 2 выборки, в одной 12 человек, в другой 11 человек. Для математического анализа нами был выбран Q – критерий Розенбаума для первой и второй методики. Критерий используется для оценки различий между двумя выбоками по уровню како ...