Материалы » Учет типологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания » Процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста. Содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста. Содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Страница 1

В традиционных исследованиях ученых-педагогов категории «содержание воспитания» отводится одно из основополагающих мест в номенклатуре педагогических понятий. Вместе с тем, особенностью его трактовок в теоретических работах разных авторов является единство в уклонении от конкретной формулировки: «содержание воспитания зависит от цели, которую ставит перед собой воспитатель». www.edutarget.ru

Общим местом этого феномена является отождествление содержания с процессом, который определяется целью. В свою очередь процесс воспитания представлен содержательными сторонами или направлениями [1;375].

Физическое воспитание.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания. Понимаю общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, разные авторы формируют задачи физического воспитания по-разному.

В дошкольной педагогике принято выделять три группы задач физического воспитания. Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Задачи второй группы (воспитательные) направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами. Третья группа – задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.

Нравственное воспитание.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы, подражание взрослым.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами [4;103].

Трудовое воспитание.

Большое значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который в своих работах определили теоретический и методологический взгляд на труд детей. Так же большое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский.

Первое отличие труда ребенка от труда взрослого состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Это не значит, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение.

Еще одной отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети переключаются на игру – играют с водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

На основе классификации Ю. К. Бабанского, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания:

1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью 9в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков);

2) развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений, приобретение социального опыта взаимодействия).

Умственное воспитание.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальны для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания – Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, а. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля и М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа и решения разнообразных задач.

Об умственном развитии ребенка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию.

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1 Опросник Айзенка 1. Процедура проведения. 1.1 Описание процедуры проведения Тест проводился с 18.30-18.44, 13 октября 2005 года, в комфортных условиях (благоприятное освещение, соответствующий температурный режим), без шумоизоляции. 1.2 Способ проведения Способ проведения индивидуальный с использованием сборника психо ...

Самоподача превосходства
Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства - одежду, манеру речи и поведения. Но поскольку самоподача - это управление вниманием партнера, очень важно к тому же, чтобы эти факторы при подобном механизме социального восприятия были действит ...

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Определение «степени нормальности» человека - сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориен­тированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образова­ния на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющим ...