Материалы » Профессия клинического психолога » Понятие психологии труда.

Понятие психологии труда.

Психология труда— наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект психологии труда является деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства его рабочей силы.

Современная психология труда отказалась от представлений о существовании двух разомкнутых циклов: производства и потребления, в которых человек попеременно и независимо выступает сначала как производитель, а затем как потребитель. С позиций психологии труда рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.

Основы данной науки формировались под воздействием медицины, физиологии, техники, социологии и политэкономии. Исходным моментом для включения той или иной дисциплины в решение проблем совершенствования труда служило признание того, что организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника (его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни) оборачиваются прибылью в сфере производства1.

Началом формирования психологии труда в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать появление книг Г. Мюнстерберга “Психология и эффективность производства” (1913) и “Основы психотехники” (1914). Существенный вклад в изучение труда был сделан И. М. Сеченовым, работы которого (“Физиологические критерии для установки длины рабочего дня” (1897), “Очерк рабочих движений человека” (1901) и др.) положили начало исследованиям рациональной организации и проектирования трудовой деятельности. Однако потребовалось длительное время для того, чтобы столь молодая наука, преодолев эклектичность своего полидисциплинарного наследия, выделила собственный предмет и дала импульс новым направлениям в изучении труда: инженерной психологии, эргономике, психологии управления.

Её главные задачи на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего социалистической культуре труда.


Основы семейной педагогики
Структура взаимоотношений в современной семье. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» – эта фраза превратилась из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможн ...

Проблемная ситуация и ее дидактические особенности
Проблема. Учебная проблема. Основное, базовое, исходное понятие в теории проблемного обучения обозначается термином «проблемная ситуация». Прежде, чем обратиться к определению сущности и описанию структуры следует уяснить значение понятия «проблема». Слово «проблема» в русском языке многозначно. Наиболее общее его значение – «сложный в ...

Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей
В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ. Восприятие отличается от ощущений также и тем, что 1) возможно одинаковое восприятие двух разных ощущений и 2) возможно разное восприятие одного и того же ощущения [11 c. 28]. Пример изменения восприятия при неизменно ...