Материалы » Психология профессионального общения юристов » Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юристов.

Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юристов.
Страница 2

Наличие конфликтной ситуации не снимает самой возможности общения и достижения его целей. Дело в том, что в деятельности ОВД всегда имеет место взаимное стремление к получению информации. Это стремлений к получению информации обеспечивает интерес и необходимость общения в конфликтной ситуации.

Применительно к деятельности ОВД основной причиной, порождающей конфликтные ситуации в общении, является совершение преступления, вступление в конфликт с обществом, с законом.

Иногда эти конфликтные отношения разрешаются применением насилия. Это вид конфликта, связанный с применением принуждения в отношении субъекта с целью сохранения или приобретения определенных прав и привилегий. Оно может быть физическим или психическим, негативным или позитивным, прямым или косвенным. В деятельности ОВД в ряде моментов предусмотрено принуждение, например уголовно-процессуальное. Недопустимо проявление со стороны сотрудников проявление агрессии - негативной формы насилия, используемой для принуждения субъекта деятельности.

Развитие конфликтных отношений возможно в трех направлениях:

1) уход от конфликтной ситуации;

2) отношения переговоров или торга;

3) собственно конфликтное взаимодействие, связанное с борьбой, конфронтацией сторон и стремлением получить максимум желаемого.

Перед сотрудниками ОВД всегда стоит задача управления конфликтом, т.е. целенаправленного воздействия на конфликт как систему. Исходя из сказанного понятно, что существуют различные пути предупреждения и разрешения конфликтов применительно к разным стадиям их развития. Понятие предупреждения конфликта относится не к самому конфликту, а к конфликтной ситуации.

Как уже отмечалось ранее, конфликты могут быть как деструктивными, так и конструктивными. Профилактика и разрешение конфликтов относятся к управлению деструктивными конфликтами. В этом случае управление связано с решением различных задач:

а) профилактика (предупреждения) конфликта, т.е. своевременное воздействие на конфликтную ситуацию с целью ее нейтрализации или стабилизации

б) разрешение конфликта, т.е. активное регулирование конфликтного взаимодействия субъектов с целью его нейтрализации или перевода в конфликтную ситуацию.

Управление же конструктивным конфликтом заключается, наоборот, в конструировании его: создании конфликтной ситуации и перевода ее в конфликтное взаимодействие.

Разрешение конфликтов можно представить и как изменение конфликтной ситуации, то есть изменение любой характеристики ее элементов, объектов или оппонентов. Завершение конфликта может наступить в случаях:

- потери мотивации борьбы;

- переориентации мотивации;

- истощения ресурсов сил;

- затухания конфликта в силу различных причин;

- разрешения конфликта в ходе переговорного процесса, компромисса, перехода к сотрудничеству, уступки одной из сторон, перевода конфликта из деструктивного в конструктивный.

Данные ситуации типичны тогда, когда имеется конфликт между сотрудником и гражданином, например, в связи с расследуемым уголовным делом. Показывая бесполезность противодействия в силу наличия изобличающих доказательств, сотрудник добивается потери заинтересованности в противодействии, и тем самым устраняет причину конфликта, которая питалась надеждой избежать уголовной ответственности.

Сотрудникам достаточно часто приходится разрешать конфликты между гражданами путем организации переговорного процесса, демонстрации компромиссных вариантов, организации сотрудничества, показа необходимости или желательности уступок одной из сторон.

Общие принципы разрешения конфликта или пути к согласию следующие:

- отделение людей от проблемы;

- внимание интересам, а не позициям;

- использование объективных критериев;

- предложение взаимовыгодных вариантов.

Иначе говоря, разрешать конфликт необходимо с учетом сущности и содержания противоречия. Здесь необходимо отличать повод от истинной причины конфликта, а также уяснить истинные, а не декларативные мотивы вступления человека в конфликт.

Необходимо разрешать конфликт и с учетом его цели. Поэтому необходимо определить цели конфликтующих сторон и разграничить особенности межличностного и делового взаимодействия, например, должностным лицам указать на необходимость придерживаться определенных норм поведения, к другим применить меры воспитательного, административного или уголовно-процессуального характера.

Страницы: 1 2 3 4


Научно-теоретические основы развития внимания младших школьников в проблемной ситуации. Особенности развития внимания младших школьников
Внимание и его физиологические основы. В каждый момент своего бодрствования человек что–то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает [23, 143]. Окружающие нас предметы и явления действуют через органы чувств на мозг, вызывая ощущения, восприятия, представление мысли, чувства и другие психические проце ...

Школьный и юношеский периоды
Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 ...

Теоретическое обоснование методов.
У зависимости много граней и сторон. Обращаясь к теме наркотиков, общество чаще всего особенно выделяет сильные наркотики. На самом же деле они представляют собой лишь небольшую часть всего спектра зависимостей, к которому относятся алкоголизм, зависимость от медикаментов и курение, а также так называемые поведенческие зависимости, таки ...