взаимные симпатии. антипатии.
3. В отношениях между группировками 3. Группировки конфликтуют между
внутри коллектива существует взаимное собой.
расположение, понимание.
4. Членам коллектива нравится вместе 4. Проявляют безразличие к более
проводить время, участвовать в совмест- тесному общению, выражают отри-
ной деятельности. цательное отношение к совместной
деятельности
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают 5. Успехи или неудачи товарищей
сопереживание, искреннее участие всех оставляют равнодушными или вы-
членов коллектива. зывают зависеть и злорадство.
6. С уважением относятся к мнению друг 6. Каждый считает своё мнение
друга. главным, нетерпим к мнению
товарищей
7. Достижения и неудачи коллектива пере- 7. Достижения и неудачи коллекти
живаются как свои собственные. ва не находят отклика у членов кол-
лектива.
8. В трудные для коллектива минуты проис- 8. В трудные минуты коллектив ходит единение коллектива «один за всех, «раскисает», возникают ссоры, рас-
и все за одного». терянность, взаимные обвинения.
9. Чувство гордости за коллектив, если его 9. К похвалам и поощрениям
замечают руководители. коллектива здесь относятся равно-
душно.
10. Коллектив активен, полон энергии. 10. Коллектив инертен и пассивен.
11. Участливо и доброжелательно отно- 11. Новички чувствуют себя чужи-
сятся к новым членам коллектива, помо- ми, к ним часто проявляют враждеб-
гают им освоиться в коллективе. ность.
12. Совместные дела увлекают всех, велико 12. Коллектив невозможно поднять
желание работать коллективно. на совместное дело, каждый думает
о своих интересах.
13. В коллективе существует справедливое 13. Коллектив заметно разделяется отношение ко всем членам, поддержи- на привилегированных, пренебрежи-
вают слабых, выступают в их защиту. тельное отношение к слабым.
Инструкция:
Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст справа, затем - слева и после этого знаком +
отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.
Оценки.
3
- свойство проявляется в коллективе всегда
2
- свойство проявляется в большинстве случаев
1
- свойство проявляется нередко
0
- проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка.
1 этап
: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +
, потом –
оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
2 этап:
все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики:
+ 22
и более – это высокая степень благоприятности социально – психологического климата.
От 8 до 22
– средняя степень благоприятности социально – психологического климата.
От 0 до 8
– низкая степень благоприятности.
От 0 до -8
– начальная неблагоприятность социально – психологического климата.
От -8 до -10
– средняя неблагоприятность.
От -10 и ниже
– сильная неблагоприятность.
Вводное занятие.
Цель:
Вхождение в тему. Проанализировать, что толкает человека на употребление психоактивных веществ и предопределяет его встречу с наркотиками
Организационный момент:
Зал разделенный на две половины, условно - “черная” и “белая”. “Эксперты”, “Герои”.
Материал:
карточки красного, желтого и зеленого цветов.
Временные рамки:
60-90 ...
Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.
- Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций)
- Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;
- Психологи подчеркивают за ...
Особенности использования психодиагностических данных
Практический психодиагност использует в своей работе категории нормы. Это делает его работу особенно значимой для человека, которому он оказывает психологическую помощь, то есть воздействует на его психическую реальность. Использование категории психической нормы приводит к тому, что все психологические задачи клиента в той или иной сте ...
Разделы