взаимные симпатии. антипатии.
3. В отношениях между группировками 3. Группировки конфликтуют между
внутри коллектива существует взаимное собой.
расположение, понимание.
4. Членам коллектива нравится вместе 4. Проявляют безразличие к более
проводить время, участвовать в совмест- тесному общению, выражают отри-
ной деятельности. цательное отношение к совместной
деятельности
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают 5. Успехи или неудачи товарищей
сопереживание, искреннее участие всех оставляют равнодушными или вы-
членов коллектива. зывают зависеть и злорадство.
6. С уважением относятся к мнению друг 6. Каждый считает своё мнение
друга. главным, нетерпим к мнению
товарищей
7. Достижения и неудачи коллектива пере- 7. Достижения и неудачи коллекти
живаются как свои собственные. ва не находят отклика у членов кол-
лектива.
8. В трудные для коллектива минуты проис- 8. В трудные минуты коллектив ходит единение коллектива «один за всех, «раскисает», возникают ссоры, рас-
и все за одного». терянность, взаимные обвинения.
9. Чувство гордости за коллектив, если его 9. К похвалам и поощрениям
замечают руководители. коллектива здесь относятся равно-
душно.
10. Коллектив активен, полон энергии. 10. Коллектив инертен и пассивен.
11. Участливо и доброжелательно отно- 11. Новички чувствуют себя чужи-
сятся к новым членам коллектива, помо- ми, к ним часто проявляют враждеб-
гают им освоиться в коллективе. ность.
12. Совместные дела увлекают всех, велико 12. Коллектив невозможно поднять
желание работать коллективно. на совместное дело, каждый думает
о своих интересах.
13. В коллективе существует справедливое 13. Коллектив заметно разделяется отношение ко всем членам, поддержи- на привилегированных, пренебрежи-
вают слабых, выступают в их защиту. тельное отношение к слабым.
Инструкция:
Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст справа, затем - слева и после этого знаком +
отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.
Оценки.
3
- свойство проявляется в коллективе всегда
2
- свойство проявляется в большинстве случаев
1
- свойство проявляется нередко
0
- проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка.
1 этап
: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +
, потом –
оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
2 этап:
все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики:
+ 22
и более – это высокая степень благоприятности социально – психологического климата.
От 8 до 22
– средняя степень благоприятности социально – психологического климата.
От 0 до 8
– низкая степень благоприятности.
От 0 до -8
– начальная неблагоприятность социально – психологического климата.
От -8 до -10
– средняя неблагоприятность.
От -10 и ниже
– сильная неблагоприятность.
Психодиагностика развития личности в общеобразовательном пространстве. Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Ограничения в применении тестов для взрослых в диагностике детей младшего школьного возраста. Общая харак ...
Меры по профилактике и коррекции агрессивного поведения
подростков
Педагогическая коррекция агрессивного поведения детей в учебном процессе.
Важное место в жизни ребенка занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность является ведущим видом деятель ...
Удивление и изумление
Удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, ибо оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль.
Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной для удивления служит внезапное, неожиданное событие. Этим событием может быть удар грома, в ...



Разделы