Физиология речи

Одновременно речь может рассматриваться как явление физиологического порядка. Чтобы организовать нормальное речевое функционирование, требуется сложнейшая согласованная работа миллионов нейронных элементов мозга, включенных в разные его отделы. Мозговые механизмы «помнят» и «актуамуируют» слова и грамматические формы, «видят» за словами действительность; «умеют» воплотить мысль в слове и извлечь ее из слова, «знают», в какое положение поставить артикуляторные органы, чтобы произвести необходимые звуки.

Речевой механизм в тематической форме представляется как кольцевая структура, включающая не менее двух коммуникантов, связанных отправляемым и получаемым сообщением.

Выделяют основные блоки речевого механизма каждого коммуниканта: произнесения речи, ее восприятие и центральное, смыслообразующее звено (внутренняя речь). Это последнее звено наиболее важно в речевом механизме, поскольку оно является хранилищем языкового опыта, и в этом механизме осуществляются динамические процессы, с помощью которых производят различные семантические операции.

Нижний уровень многоуровневого речевого механизма составляет функциональные образования, связанные с запечатлением отдельных значащих слов. Это «базовое» образование.

Базовые образования с физиологической точки зрения представляют функциональные образования мозга, включающие три разнородные субстанции: физическую форму слова (его звучание, у грамотных людей – его написание); впечатление от объектов внешнего мира, называемых словом (вид, звучание и другие физические признаки этих объектов); «мысль», «понятие» о данном объекте. Его подуровень – «морфы» – морфемы.

Следующий уровень центрального звена внутренней речи, более высокий по отношению к базовому, составляет система межсловесных связей, или «вербальная сеть». Этой сетью охватываются все слова используемого человеком языка, образуя нечто вроде сплошной материи, где различные по семантике и фонетике слова находятся в разной степени удаленности или близости. Интересными особенностями функционирования этой материи объясняются многие лингвистические и психологические феномены: «семантические поля», явления синонимии и антонимии, «податливость слов к заменам», возможность понимания из контекста смысла многозначных слов, вообще акт понимания, характер словесных ассоциаций.

Третий уровень внутреннеречевой иерархии – это грамматические структуры. Они осуществляют грамматическую классификацию того материала, который заложен на предшествующем уровне. Эта классификация имеет сложный характер: во всяком случае, все грамматические правила, которыми мы интуитивно пользуемся, базируются на такого рода классификации. Динамические процессы на структурах третьего уровня обеспечивают порождение грамматически оформленных предложений.

Верхний уровень – порождение не отдельных предложений, а целых их массивов, текстов, что тоже имеет свои специальные правила.

Произнесение отдельного слова, у ребенка, является результатом активации определенной базовой структуры в центральном звене речевого механизма и последующей передачи перекодирующих нервных команд в звено произнесения. В свою очередь активация базовой структуры определяется двумя действующими факторами: содержанием сознания, подлежащим выражению в речи, и побудительной силой к говорению.

Совокупность различных сторон речевой действительности составляет единый, по сути, и целостный психологический объект. В нашем объекте оказались необходимы следующие компоненты:

механизм, образованный специализированными психофизиологическими структурами и динамическими процессами, протекающими в этих структурах;

непосредственно функции, осуществляемые этим механизмом (психологические и лингвистические феномены);

функционирование названного механизма в условиях социального взаимодействия людей.

Все три компонента существуют в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.

Рабочей гипотезой в проводимых исследованиях были представления о том, что слово может быть отражено в мозге пофонемно, в виде отдельных слогов и больших блоков, особенно при частом употреблении его в речи.


Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выгодским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные - имеют характер психического недоразвития и ...

«Проданная» услуга как условие эффективности психологической помощи
Проблема платности психологических услуг является своеобразной проверкой готовности психолога к внутреннему компромиссу и уровня его профессионального достоинства. Эта проблема как бы аккумулирует в себя все, о чем мы говорили до этого, и преломляет в плоскости взаимоотношений психолога с клиентом. Обычно при анализе данной проблемы ссы ...

Структура сознания человека
Даже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение. Прежде всего самоочевидно, что картина мира, в которой человек может дать себе отчет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы — чувственную ткань . Эта ткань и образует чувственный состав кон ...