Материалы » Леворукость как психолого-педагогическая проблема » Психологические особенности леворуких детей

Психологические особенности леворуких детей

Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой, необходимо переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получилось: у детей часто развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это можно понять: ведь леворукость — это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга. Заставлять левшу писать правой рукой — это значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. Если ребенок пишет левой рукой и, следовательно, по крайней мере, частично, этот процесс регулируется правым полушарием, то заставлять его писать правой рукой означает создавать дополнительную нагрузку для систем левого полушария. Это не следует понимать таким образом, что у левшей полушария как бы просто поменялись местами: левое делает то, что должно делать правое, и наоборот. Такое понимание — грубое упрощение.

Если учитель вовремя не объяснит ребенку, что его леворукость не порок и не отклонение от нормы, а его индивидуальная особенность, вовремя не пресечет насмешки или просто «косые» взгляды со стороны класса, не уделит ребенку больше внимания, не научит его правильно сидеть, правильно писать левой рукой, может произойти страшное. Ребенок с огромными трудностями научится писать «правильной» правой рукой. Но за это время в его душе поселится чувство неуверенности в себе, пройдет желание учиться. Учеба начнет ассоциироваться с чем-то неприятным. И тогда для самоутверждения в детском коллективе школьник начнет хулиганить. Таким образом, школа, учитель, сами о том не подозревая, могут воспитать из обыкновенного ребенка злостного правонарушителя[4].

У этой проблемы есть и другая, материальная сторона. Все инструкции, технологические описания и рекомендации начинаются со слов: «Возьмите в правую руку . придерживайте левой рукой .». О том, что человек может быть левшой, не допускается и мысли. Так же изготовлены инструменты. Рожок рубанка устроен под придерживающую левую руку. Ножовки в большинстве своем эргономично рассчитаны под правую руку. Левой рукой правильно работать таким инструментом невозможно. Передний зажим стандартного столярного верстака расположен слева, это удобно для правшей. Строгать на нем левше невозможно. Таких примеров можно привести множество, не только по школе, но и в быту, на производстве. Считаю, что над этим стоит задуматься.

Рассмотрим особенности леворуких людей.

1)

Морфологические особенности:

а) левая рука несколько больше правой;

б) ноготь левого мизинца несколько шире правого;

в) более развиты вены на тыльной стороне левой кисти;

г) более подвижна мимика левой половины лица.

2)

Психофизические особенности:

а) плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений;

б) речевые нарушения. И.Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;

в) особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память;

г) сложно концентрировать и переключать внимание.

3)

Эмоционально-психологические особенности:

а) повышенная эмоциональная чувствительность;

б) ранимость;

в) быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность;

г) высокий уровень креативности;

д) ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;

е) раздражительность и обидчивость;

ж) подверженность различным страхам (боязливость);

з) низкий уровень самоконтроля;

и) пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);

к) конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);

л) сонливость;

м) повышенный уровень тревожности;

н) эстетическая впечатлительность.

Уделив левше чуть больше внимания, взамен получим уверенного в своих силах ребенка, который испытал успех на уроках. А это не так уж и мало.


Изучение проблемы школьной неуспеваемости в отечественной психологии.
Работа отечественных психологов сделала неоценимый вклад в детскую нейропсихологию. Сама возможность выявления причин трудностей обучения, связанных с нарушениями функциональных систем появилась благодаря А.Р. Лурия и его методу «синдромного анализа», где каждое нарушение описывается в синдроме других нарушений. Основываясь на их с Л.С ...

Профессионально важные качества - основа профессионально-психологического отбора. История возникновения и развития понятия «ПВК в отечественной психологии, и взаимосвязь со способностями личности
В начале рассмотрим термин «Профессия». Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения (Климов, 1988, с. 107): 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых фун ...

Влияние нравственного развития личности на ситуацию морального выбора
Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их нет – говорить о добродетели совершенно бессмысленно, так как человек не осуществляет выбор между добром и злом, -Аристотель. Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когд ...