Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами. Выделим причины социальных патологий, т.к. именно они являются объектом внимания специалистов по социальной работе.
Социально-экономические причины: снижения уровня жизни определенной части населения, особенно восприимчивой к этой причине молодежи; расслоение общества на бедных и богатых; наличие в обществе безработных, лиц без определенного места жительства и др.; низкий уровень заработной платы и т.д.
Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; бездуховность общества; утрата моральных ценностей; падение нравов; равнодушие общества ко многим детским проблемам; алкоголизация и наркотизация населения.
Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.; негативное влияние СМИ; учителя в школе больше внимания уделяют успевающим детям, а не тем, кто имеет проблемы в обучении; отсутствие систематической профилактической работы, неуверенность подростков и молодежи в завтрашнем дне.
Если рассматривать причины отклоняющегося поведения среди подростков, то в качестве причины можно рассматривать особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны: внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»; пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но еще и не взрослый; стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения
Можно выделить также и группу биологических факторов, которые в той или иной мере могут выступать причинами девиаций. Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение не существует. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:
а) генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, дефекты, в частности, такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.
б) психофизиологические факторы. В последние время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора. Все это приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.
в) физиологические причины. Нарушение речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка (да и взрослых) в группе сверстников, в коллективе.
Психологические факторы, связанные с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией, также могут рассматриваться в качестве причин отклоняющегося поведения. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого-педагогической коррекции.
Личностный фактор. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Американский психолог Г. Кэплан своими исследованиями доказал, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Исследования показывают, что наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.
Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, ра ...
Методы диагностики произвольности поведения
При разработке методических приёмов, выявляющих уровень произвольности поведения, авторы исходили из понимания произвольности, как преодоления сложившихся стереотипных реакций и опосредованности поведения некоторой культурной нормой.
Методика включает в себя 4 экспериментальные ситуации, которые максимально приближены к условиям жизни ...
Сценарий
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В ...



Разделы