Материалы » Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь » Социальная сущность девиантного поведения. Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины

Социальная сущность девиантного поведения. Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины
Страница 1

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами. Выделим причины социальных патологий, т.к. именно они являются объектом внимания специалистов по социальной работе.

Социально-экономические причины: снижения уровня жизни определенной части населения, особенно восприимчивой к этой причине молодежи; расслоение общества на бедных и богатых; наличие в обществе безработных, лиц без определенного места жительства и др.; низкий уровень заработной платы и т.д.

Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; бездуховность общества; утрата моральных ценностей; падение нравов; равнодушие общества ко многим детским проблемам; алкоголизация и наркотизация населения.

Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.; негативное влияние СМИ; учителя в школе больше внимания уделяют успевающим детям, а не тем, кто имеет проблемы в обучении; отсутствие систематической профилактической работы, неуверенность подростков и молодежи в завтрашнем дне.

Если рассматривать причины отклоняющегося поведения среди подростков, то в качестве причины можно рассматривать особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны: внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»; пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но еще и не взрослый; стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения

Можно выделить также и группу биологических факторов, которые в той или иной мере могут выступать причинами девиаций. Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение не существует. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:

а) генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, дефекты, в частности, такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.

б) психофизиологические факторы. В последние время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора. Все это приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.

в) физиологические причины. Нарушение речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка (да и взрослых) в группе сверстников, в коллективе.

Психологические факторы, связанные с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией, также могут рассматриваться в качестве причин отклоняющегося поведения. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого-педагогической коррекции.

Личностный фактор. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Американский психолог Г. Кэплан своими исследованиями доказал, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Исследования показывают, что наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
Таким образом, данное исследование ставило своей целью теоретический анализ проблемы влияния эстетических норм на межличностные отношения старших подростков, разработку социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков экспериментальную проверку гипотезы о том, что современные социально- ...

Виды эмоционального взаимодействия, родителей и детей, их последствия
Авторитарный - ребенок делает всё как сказали, ещё и следят за ним. Ограничение к свободе, - следствие подавленности, индивидуальности, ребенок агрессивен. Ребенку ничего не объясняется - хотят чтобы он нравился всем. Попустительство - жалеют родители ребенка. Р - центр вселенной. Боязнь будущего, самостоятельного решать. Развивается п ...

Нормы для психолога
Общие нормы Границы компетентности – Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом. – Психологи и психотерапевты осуществляют профессиональную деятельность в новых ...