Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
В центре внимания специальной психологии - дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.
Специальная психология как направление психологической науки и практики - интенсивно развивающаяся область, стоящая на стыке c гуманитарных наук (.философия, история, со во, теология и др.), естественных наук (биология, а тика, физиология, медицина) и педагогики. Вместе с термином «специальная психология» в научный обиход вошло понятие коррекционная (специальная) педагогика».
Периодизация семейной жизни
Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве.
По определению В.В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна уч ...
Психологический портрет родительской семьи
Испытуемый Л является третьим ребенком в семье. Семья неполная, его воспитывает мать, с которой он и живет. Отец ушел из семьи, когда Л было 9 лет. У него есть старшие сестра и брат, проживающие за границей и уже имеющие свои семьи. Видится Л с ними редко, но всегда стремится к этим встречам.
В семье Л сейчас занимает нейтральную позиц ...
Изучение проблемы школьной неуспеваемости в отечественной психологии.
Работа отечественных психологов сделала неоценимый вклад в детскую нейропсихологию. Сама возможность выявления причин трудностей обучения, связанных с нарушениями функциональных систем появилась благодаря А.Р. Лурия и его методу «синдромного анализа», где каждое нарушение описывается в синдроме других нарушений.
Основываясь на их с Л.С ...
Разделы