Материалы » Профессия клинического психолога » Общая характеристика деятельности психолога.

Общая характеристика деятельности психолога.
Страница 1

Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не раскрывается, а в словаре К. К. Платонова это понятие раскрыто в соответствии с его экономическим значением и общепринятым словоупотреблением. Правда, отнесенность к нашей науке такого составного термина (и соответствующего понятия), как "профессия психолога" сомнений вызывать не может.

Парадокс состоит в том, что языковое, общественное сознание подводит понятие "профессия" под категории "деятельность", "род деятельности", а они являются для психологов теоретически очень близкими. И, тем не менее, область психологического изучения профессий, их возникновения, дифференциации, интеграции, отмирания освоена психологами, надо признать, еще мало. Мало продвинуты пока и вопросы изучения профессии психолога как таковой1.

Итак, в своей фундаментальной основе "профессия" - это также и психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно-практических текстах - как область приложения сил человека, как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу), как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом 2.

Быть может, понятие "профессия" является в нашей науке чисто отраслевым, т. е. относящимся исключительно к психологии труда и инженерной психологии? В этом не было бы ничего плохого. Но ответ на этот вопрос не прост. Этимологически слово профессия восходит к латинскому profiteri - "говорить публично", что осмысливалось в свое время как "объявлять другим о своем деле, занятии, специальности". Для чего же объявлять? Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей.

Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты и общепсихологические, и социально-психологические события. Само собой разумеется, что профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться; отсюда - понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию1.

Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается следующими соображениями:

· общепсихологическая теория деятельности останется недостаточно общей, если будет строиться на фактах "ничьей" деятельности в "никакой" специальной области, как нередко и бывает;

· профессия (по крайней мере, в части случаев) может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории могут быть полезны для построения общей теории конфликта2;

Страницы: 1 2 3


Придожения
Приложение № 1 Манипулятивные технологии и механизмы воздействия. Виды манипуляций. Таблица 2. Основные виды манипуляций и обеспечивающие их механизмы. Виды манипуляций Основной действующий агент Способы побуждения Мишени Автоматизмы Образами Образ Прямая актуализация мотива Желания, интересы Межмодаль ...

Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной жизни
Моногамная семья существует более трех тысячелетий, прежде всего потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают личным потребностям большинства людей, позволяют реализовать потребность в продолжении рода, в родительстве, в любви и пр. Благополучная семейная жизнь обеспечивает человеку психолого-физиологи ...

Практические рекомендации по формированию положительной самооценки
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе должно быть становление правильной, адекватной самооценки школьника, проведение в связи с этим разъяснительной работы с родителями. Следует разъяснять, что существуют слова и выражения, способные постепенно повышать или понижать самооценку человека, с которым мы общаемся. К ...