Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задач исследования и выбора объектов измерений, формируется основная гипотеза и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтению их по сравнению с другими, симпатий или наоборот, антипатий.
В исследовании мы применяли параметрическую процедуру с ограниченным количеством выборов, чтобы снизить вероятность случайного выбора. С психологической точки зрения, социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам.
В настоящее время принято считать, что для группы в 22-25 участников минимальная величина социометрических ограничений должна выбираться в пределах 4-5 выборов.
Величины ограничения социометрических выборов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Число членов группы |
Социометрическое ограничение |
Вероятность случайного выбора |
5-7 |
1 |
0,2-0,14 |
8-11 |
2 |
0,25-0,18 |
12-16 |
3 |
0,25-0,19 |
17-21 |
4 |
0,23-0,19 |
22-26 |
5 |
0,22-0,19 |
27-31 |
6 |
0,22-0,19 |
32-36 |
7 |
0,21-0,19 |
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке.
Рэнсис
Лайкерт
и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях.[3] Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично континууму по теориям “Х” и “Y” Ма ...
Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе. Современное
состояние проблемы.
Известно, что дети с различной наследственностью, с самого раннего возраста развивавшиеся вне общества людей и культуры, остаются на уровне развития животных. Это говорит о значимой роли социального в формировании ВПФ. «Мозг человека, его морфогенез, функциональные системы как единицы интегративной деятельности мозга и как психофизиолог ...
Эмоции и действия
Эмоции и комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют фактически на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремиться его избежать. ...
Разделы