Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задач исследования и выбора объектов измерений, формируется основная гипотеза и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтению их по сравнению с другими, симпатий или наоборот, антипатий.

В исследовании мы применяли параметрическую процедуру с ограниченным количеством выборов, чтобы снизить вероятность случайного выбора. С психологической точки зрения, социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам.

В настоящее время принято считать, что для группы в 22-25 участников минимальная величина социометрических ограничений должна выбираться в пределах 4-5 выборов.

Величины ограничения социометрических выборов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Число членов группы

Социометрическое ограничение

Вероятность случайного выбора

5-7

1

0,2-0,14

8-11

2

0,25-0,18

12-16

3

0,25-0,19

17-21

4

0,23-0,19

22-26

5

0,22-0,19

27-31

6

0,22-0,19

32-36

7

0,21-0,19

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.


От несхожести до конгениальности
Различия между мужчинами и женщинами, как известно, прослеживаются в нескольких планах: Биологическом, физическом, психологическом. Физиологические отличия столь фундаментальны, что до сравнительно недавнего времени считалось, будто ими исчерпываются различия полов. Никому не приходило в голову искать более глубокие, функциональные, пол ...

Общие аспекты психологии. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение
Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает, ...

Психологические особенности леворуких детей. Понятие леворукости и причины ее возникновения
В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен прив ...