Приложение
Страница 1

Статья Е. А. Бродникова « Развитие эмоций у детей»

Когда ребенок рождается у него уже есть три врожденные эмоции и главная направлена на самосохранение. Если появляется угроза, то ребенок плачет, он испытывает страх.

Вторая врожденная эмоция - гнев, она возникает, если у ребенка нет свободы движения - плачет.

Третья - неудовольствие и тоже выражается плачем, возникает если ребенок не получает некоторых сигналов о том, что он защищен.

В общем все эти эмоции направлены по сути на самозащиту и развитие. И все они негативные, вот так, мы рождаемся с негативными эмоциями.

Если смотреть в литературе, то положительная эмоция появляется только в 4-5 месяцев, но я с этим не согласна, впрочем как и многие мамы. А исследователи чаще мужчины. У ребенка точно положительная эмоция появляется где-то в месяц, когда у него появляется комплекс оживления. Ведь это уже радость, и ребенок показывает эту радость от того, что видит маму всем своим видом. Хотя комплекс оживления и направлен на привлечение человека, ухаживающего за ребенком. Но сколько взаимной радости появляется в этот момент.

В 3 месяца ребенок уже в состоянии испытывать гнев, а в к 5 месяцам может быть уже и отвращение, страх. В 7 месяцев у ребенка уже бывает настроение. До этого он испытывал эмоции только ситуативно, в зависимости от конкретных действий, предметов, а теперь у него может быть плохое или хорошее настроение и это зависит скорей всего от мамы. Если у мамы хорошее настроение, то и у ребенка хорошее. Конечно же, если ничего не болит.

В 1,5 года у ребенка может быть уже обида, а к 2 годам ребенок достаточно большой, чтобы испытывать очень много эмоций. К 2 годам появляются социальные эмоции, такие как ревность, зависть, удивление, отзывчивость.

3 года - это время одного из самых ярких кризисов и в связи именно с кризисом возникает одна из важнейших эмоций - гордость достижений. Она связана с "Я сам!!!"

А вот дружба может возникнуть только к 4 годам. Ведь для дружбы ребенок должен достаточно дорасти.

К 5-6 годам ребенок уже может сказать, что он чувствует, но это при условии, что с ним говорят об эмоциях и чувствах.

У многих мам возникает вопрос: "А зачем вообще заниматься эмоциями?!!! Ведь они сами развиваются."

Они конечно же развиваются, но развиваются только в общении. Если ребенок находится в детском доме или с ним не общаются, только холодно выполняют необходимые процедуры: кормят, пеленают, то у такого ребенка не возникает комплекс оживления. Этот ребенок вообще не испытывает положительных эмоций. Представляете ребенка 5 лет, который все время хмурый, не улыбается, не смеется, все общение скатывается на самозащиту - кусается, дерется. Он скорее похож на звереныша, чем на человеческое дитя.

Грустная картина, но в наше время не такая уж и редкость. В чем же причина такого? Да все очень просто. У мамы карьера, планы, своя жизнь, учеба, да все, что угодно. Только вот места ребенку в ней не запланировано. И вдруг случилось, что-то делать уже поздно. Да вроде и надо рожать, появляется ребенок, у мамы даже может быть гнев в отношении ребенка, ведь он "лишил" ее жизни, радости, общения. Бабушка тоже еще молодая и не спешит все бросить и нянчиться с дитем. А у ребенка младенчество самый важный период для всего и в первую очередь для развития базового доверия к миру, для развития положительных эмоций, таких как радость, удивление, любопытство. Вы ведь уже поняли, что с отрицательными эмоциями мы рождаемся и в таких условиях только они продолжают развиваться, да еще так крепко подкрепляются всей окружающей средой.

Но даже если ребенок долгожданный, у мамы может не хватать сил, она устала, а помощи никакой, да еще муж требует ужина полностью сервированного. А на кого она будет изливать свои негативные эмоции? Чаще всего на того, кто беззащитен, не может ответить - на ребенка. Ну а если еще ребенок болезненный, часто плачет.

Пишу и вспоминаю себя в это время. Одна в городе, ни друзей, ни родственников. Только муж, но он на работе. Даже поговорить не с кем. И все радости - стирать, готовить, мыть, гладить. Но еще и до полугода каждую ночь плач часов до 3 - 4. Каждую ночь. Можно с ума сойти. Но знаете, что спасло меня? Именно раннее развитие. Странно вроде? Как это?

Надо было делать пособия, игрушки, надо было делать, делать и не погрязать только в грязных подгузниках, пеленках, бутылочках, диком безденежье. У нас была музыка, мы читали, читали стихи - Есенина, Пушкина, Левитанского. То, что нравилось мне. Мы танцевали под музыку вместе.Мы рассматривали репродукции, дивные, красивые. Нам было радостно. Мы общались. А может быть это было к лучшему, что я была одна. Вот странная крамольная мысль. Но ведь я была вынуждена общаться с этим маленьким, еще ничего не понимающим ребенком. И я была вынуждена принимать, понимать, воспринимать, чувствовать, радоваться и передавать эту радость, заражать этой радостью. Еще пара слов в пользу того, что эмоциями надо заниматься. Попробуйте провести эксперимент с собой: в ситуации, когда вы сердитесь скажите себе (если есть возможность, то вслух), что вы сердитесь, скажите, из-за чего вы сердитесь. И понаблюдайте за своим состоянием. Чаще всего ваша сердитость вдруг начинает убывать, а то и вовсе пройдет.

Страницы: 1 2


Понятие коллектива
Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количествен ...

Анализ полученных данных
Одной из задач нашего исследования являлось выявление различий на уровне исследуемого признака. У нас имелось 2 выборки, в одной 12 человек, в другой 11 человек. Для математического анализа нами был выбран Q – критерий Розенбаума для первой и второй методики. Критерий используется для оценки различий между двумя выбоками по уровню како ...

Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей подростков в неполных семьях. Организация и методы экспериментального исследования
Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи: 1) подбор методик для изучения индивидуально-психологических особенностей личности подростков; 2) диагностическое исследование и анализ индив ...