Материалы » Развитие внимания младших школьников на уроках природоведения с помощью создания проблемных ситуаций » Практическое изучение проблемных ситуаций и их влияния на развитие внимания младших школьников. Методики изучения влияния проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьников в процессе изуче

Практическое изучение проблемных ситуаций и их влияния на развитие внимания младших школьников. Методики изучения влияния проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьников в процессе изуче
Страница 1

Для достижения цели работы и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Определить влияние проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьников.

3. Достоверность результатов и выводов исследования проверить методом математической статистики, сравнительного корреляционного анализа. Выявить корреляционную зависимость между количеством проблемных ситуаций и уровнем развития внимания;

4. Сформулировать выводы.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием апробированных в отечественной педагогике и психологии методов исследования.

Цель использования отобранных методик заключается в выявлении влияния проблемных ситуаций на развитие внимания у детей младшего школьного возраста в процессе изучения природоведения.

За основу взяты методики изучения внимания предложенные Р.С. Немовым:

Методика №1.

Определение продуктивности и устойчивости внимания. Она направлена на выявления уровня продуктивности и устойчивости внимания.

Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту эккспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:

где:

S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель n – числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы – 300);

n – количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей.S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием

Методика №2.

Оценка распределения внимания. С помощью данной методики дается оценка распределения внимания ребенка.

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Страницы: 1 2


Психологические характеристики ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности младшего школьника, так как в ней появляются основные новообразования возраста, она « .является источником развития и создает новые зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.[1]), в ней дифференцируются следующие за ней виды деятельности. Д.Б.Эльконин так писал о значении игры : « ...

Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств"
Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не просто описали все увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будто прочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бу ...

Анализ результатов
1. Обработка результатов по первой методике выявила групповой показатель, который наглядно представлен в виде диаграммы: Интерпретация результатов Само понятие нервно-психическая устойчивость трактуется, как способность переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и на ...