Материалы » Психопрофилактика аддиктивного поведения » Теоретическое обоснование методов.

Теоретическое обоснование методов.

У зависимости много граней и сторон. Обращаясь к теме наркотиков, общество чаще всего особенно выделяет сильные наркотики. На самом же деле они представляют собой лишь небольшую часть всего спектра зависимостей, к которому относятся алкоголизм, зависимость от медикаментов и курение, а также так называемые поведенческие зависимости, такие, например, как зависимость от телевидения, игровых автоматов и т. д.

В целом профилактика зависимости, конечно же, занимается формами зависимости, последствия которых проявляются достаточно очевидно. Но мы в своей работе стараемся побудить подростков вступить в полемику со своей жизненной ситуацией и присущими им элементами зависимого поведения. При этом речь чаще всего идет о таких зависимостях, которые не воспринимаются как таковые, которые уже стали повседневной реальностью. Поэтому мы понимаем профилактику зависимости, прежде всего, как стимулирование и поддержку обращения к своим собственным чувствам и желаниям, выработку социальной компетенции и активное участие в создании своего жизненного пространства.

Употребление наркотиков начинается по разным причинам и в разных ситуациях. Поэтому профилактика зависимости должна создавать такие жизненные условия, которые бы моделировали ситуации пропаганды наркотиков и предотвращали первое употребление и вступление в зависимость.

Профилактика зависимости должна доставлять удовольствие и давать импульсы для более активного вступления в контакт с другими и с самим собой. Необходимо помнить, что

“наркомания расползается как пожар: для его возникновения может быть достаточно

одной спички, а для прекращения недостаточно и десятков пожарных машин”. Так что, “гаси искру до пожара, беду отводи до удара”.

При выборе методов мы ставили следующие содержательные акценты, которые относятся к важнейшим задачам профилактики зависимости у подростков. Обращение к собственной личности и составляющим собственной личности, которые могут вести к наркотической или другим зависимостям, обуславливает необходимость обратиться к элементам зависимого поведения, а также умению справляться с конфликтами, способности к контактам и т. д. При этом обсуждаются причины зависимого поведения и пробуждается осознание того, что пристрастие и зависимость это те темы, с которыми каждый из нас сталкивается в различных формах и сферах, то есть они являются составными частями нашей жизни.

Решение конфликтов также может быть связано с употреблением наркотиков. Часто практикуемая стратегия состоит в том, чтобы путем употребления наркотических средств уйти в сторону от решения проблем и конфликтов. Говорить друг с другом, иметь возможность доверить кому-либо свои проблемы, выслушать другого и знать, где и у кого можно получить помощь - важные цели профилактики зависимости.

Восприятие и выражение чувств, одна из важных тем нашей работы. Молодые люди сами ищут ответы на такие вопросы как: Как проявляются гнев, страх, симпатия или радость? Как я веду себя, когда я печален, рассержен? Как я могу рассказать о моих эмоциях другим? Имею ли я право показать свою слабость, или другие злоупотребят моим поведением? Неумение выразить свои чувства означает, что растет внутреннее напряжение, и для того, чтобы облегчить свое состояние, могут быть использованы и наркотики. Как я провожу свое свободное время? Что доставляет мне удовольствие, а что раздражает? Как я могу изменить в своем окружении то, что мне не нравится?

Здесь важную роль играют возрастные группы. Поэтому представленные нами методы обращаются к следующим темам. Как я ощущаю себя в группе? Какую роль я беру на себя в группе? Как мы в группе ведем себя по отношению к “чужакам”? и т. д. В комплексе также представлены конструктивные формы снятия стресса и расслабления.

Представленные методы подходят к теме зависимости от наркотиков, пробуждают потребность в информации и дают представление об уровне знаний и основных интересах молодых людей.

Материалы собраны по принципу “кирпичиков”, это означает, что их можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. В комплексе представлены различные методы, при этом выделены и используемый материал, и время проведения, и процесс проведения.


Свобода
Свобо́да— это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы— несвободе. (см. также Степени свободы). Свобода— это отсутствие принуждения со стороны других людей. (см. также Либертарианство). Свобода есть один из видов проя ...

Развитие отдельных видов деятельности
Развитие предметной деятельности. Начало раннего детства знаменует переход от действий-манипуляций с предметами, в которых ребенок ориентировался прежде всего на их физические характеристики (цвет, форму, способность издавать звук и т.д.), к предметно-орудийным действиям. Предметно-орудийное действие предполагает, что один предмет испол ...

Качество эмоции
Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции в зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен. В последнем случае возникает напряжение или подавленность и отказ от действия. В результате многократно повторяющегося, но несбывающегося предвосхищения раз ...