Материалы » Психопрофилактика аддиктивного поведения » Теоретическое обоснование методов.

Теоретическое обоснование методов.

У зависимости много граней и сторон. Обращаясь к теме наркотиков, общество чаще всего особенно выделяет сильные наркотики. На самом же деле они представляют собой лишь небольшую часть всего спектра зависимостей, к которому относятся алкоголизм, зависимость от медикаментов и курение, а также так называемые поведенческие зависимости, такие, например, как зависимость от телевидения, игровых автоматов и т. д.

В целом профилактика зависимости, конечно же, занимается формами зависимости, последствия которых проявляются достаточно очевидно. Но мы в своей работе стараемся побудить подростков вступить в полемику со своей жизненной ситуацией и присущими им элементами зависимого поведения. При этом речь чаще всего идет о таких зависимостях, которые не воспринимаются как таковые, которые уже стали повседневной реальностью. Поэтому мы понимаем профилактику зависимости, прежде всего, как стимулирование и поддержку обращения к своим собственным чувствам и желаниям, выработку социальной компетенции и активное участие в создании своего жизненного пространства.

Употребление наркотиков начинается по разным причинам и в разных ситуациях. Поэтому профилактика зависимости должна создавать такие жизненные условия, которые бы моделировали ситуации пропаганды наркотиков и предотвращали первое употребление и вступление в зависимость.

Профилактика зависимости должна доставлять удовольствие и давать импульсы для более активного вступления в контакт с другими и с самим собой. Необходимо помнить, что

“наркомания расползается как пожар: для его возникновения может быть достаточно

одной спички, а для прекращения недостаточно и десятков пожарных машин”. Так что, “гаси искру до пожара, беду отводи до удара”.

При выборе методов мы ставили следующие содержательные акценты, которые относятся к важнейшим задачам профилактики зависимости у подростков. Обращение к собственной личности и составляющим собственной личности, которые могут вести к наркотической или другим зависимостям, обуславливает необходимость обратиться к элементам зависимого поведения, а также умению справляться с конфликтами, способности к контактам и т. д. При этом обсуждаются причины зависимого поведения и пробуждается осознание того, что пристрастие и зависимость это те темы, с которыми каждый из нас сталкивается в различных формах и сферах, то есть они являются составными частями нашей жизни.

Решение конфликтов также может быть связано с употреблением наркотиков. Часто практикуемая стратегия состоит в том, чтобы путем употребления наркотических средств уйти в сторону от решения проблем и конфликтов. Говорить друг с другом, иметь возможность доверить кому-либо свои проблемы, выслушать другого и знать, где и у кого можно получить помощь - важные цели профилактики зависимости.

Восприятие и выражение чувств, одна из важных тем нашей работы. Молодые люди сами ищут ответы на такие вопросы как: Как проявляются гнев, страх, симпатия или радость? Как я веду себя, когда я печален, рассержен? Как я могу рассказать о моих эмоциях другим? Имею ли я право показать свою слабость, или другие злоупотребят моим поведением? Неумение выразить свои чувства означает, что растет внутреннее напряжение, и для того, чтобы облегчить свое состояние, могут быть использованы и наркотики. Как я провожу свое свободное время? Что доставляет мне удовольствие, а что раздражает? Как я могу изменить в своем окружении то, что мне не нравится?

Здесь важную роль играют возрастные группы. Поэтому представленные нами методы обращаются к следующим темам. Как я ощущаю себя в группе? Какую роль я беру на себя в группе? Как мы в группе ведем себя по отношению к “чужакам”? и т. д. В комплексе также представлены конструктивные формы снятия стресса и расслабления.

Представленные методы подходят к теме зависимости от наркотиков, пробуждают потребность в информации и дают представление об уровне знаний и основных интересах молодых людей.

Материалы собраны по принципу “кирпичиков”, это означает, что их можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. В комплексе представлены различные методы, при этом выделены и используемый материал, и время проведения, и процесс проведения.


Теоретическое обоснование методов.
У зависимости много граней и сторон. Обращаясь к теме наркотиков, общество чаще всего особенно выделяет сильные наркотики. На самом же деле они представляют собой лишь небольшую часть всего спектра зависимостей, к которому относятся алкоголизм, зависимость от медикаментов и курение, а также так называемые поведенческие зависимости, таки ...

Понятие «имидж семьи»
Имидж семьи означает то, какой люди видят данную семью, как ее оценивают, как к ней относятся. В русском языке термин, который трактуется почти так же, как «имидж». Это - «мнение» как «суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2004). И ...

Теоретические основы развития памяти у детей дошкольного возраста. Концепция развития памяти у детей
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько ...