Модели ролевых ситуаций

В ходе исследований, проведенных в лечебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних наркоманов и наркодиспансерах, выявлены ситуации, в которых подростки не смогли противостоять давлению микросреды и начали употреблять наркогенное вещество. Эти ситуации могут использоваться в качестве предостережений, а также послужить моделями для ролевых игр, где можно выработать навык противостояния наркогенному давлению. Это, прежде всего, ситуации, где приятели-наркоманы ведут разговоры о приятном состоянии после употребления наркотика и утверждают, что это безвредно. Ситуации, где торговцы наркотиками уверяют, что, приняв дозу, ты избавишься от всех проблем, где подростку внушается мысль, что наркотики помогают преодолевать жизненные трудности. Ситуации, где опытные и старшие по возрасту наркоманы вовлекают подростка в употребление наркотиков, спекулируя на его желании выглядеть мужественным, извращая это понятие (“Используя наркотик, ты будешь “сексуальным гигантом”). Есть ситуации, где наркоманы или торговцы наркотиками специально угощают ребят сигаретой с “начинкой” без их ведома. Нередко наркоманы ссылаются на вековые традиции употребления наркотиков, связывая это явление с естественными законами трудной жизни. Часто рассказывают подросткам, что есть безвредные наркотики, скажем, растительного происхождения, ими можно пользоваться без потерь всю жизнь (“Химия -плохо, но я тебе предлагаю чистый наркотик”).

При анализе ролевого поведения следует рассматривать следующую серию вопросов.

Почему, с какой целью обычно предлагают попробовать наркотическое вещество,

которое, как известно, можно достать только за деньги или выменять на вещи?

Потребляет ли сам предлагающий наркотическое вещество или же только угощает других? Если он сам не потребляет, то почему предлагает другим, если же он сам его употребляет, то

способен ли он без него обходиться? Если он утверждает, что способен, то как он это

докажет? Ответы на эти вопросы помогут подросткам более четко сформулировать мотивированный отказ, найти наиболее подходящую причину для этого.

Цель:

Научиться делать выбор (принимать решения) и нести за него ответственность.

Выработать новые модели поведения в сложных ситуациях.

Проведение

: Вы находитесь во дворе или дома у одноклассника, которого Вы' уважаете. Он предлагает Вам попробовать покурить “травку”. Вас никто не видит. Как Вы поступите?

Очень важно перед тем, как разыграть ситуацию, предупредить остальных участников, чтобы они отмечали в своих записях то, что помогает, и то, что мешает ученику решить эту ситуацию. Оптимальным в данном случае будет такой отказ, который позволил бы сохранить отношения с одноклассником, но не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается тот вариант, который имеет наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных сторон. Например: первый вариант - соглашусь и выкурю “косяк”. Что положительного, что отрицательного? Второй вариант - скажу “нет” и уйду; третий вариант - отчитаю одноклассника и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного?


Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Дидактические игры в педагогических системах . В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О. М. Дья ...

Теоретические аспекты изучения романтических отношений. Понятие романтических отношений в современной психологии
Не только у различных психологических школ, но даже у отдельных исследователей взгляды на понятие романтической любви как психологического явления очень рознятся. Зигмунд Фрейд считал, что любовь – это инстинкт, а вся человеческая жизнь определяется двумя инстинктами – любви и смерти (Эросом и Танатосом). Эрос – мощнейшая сила человече ...

Результаты воздействия массовых коммуникаций
По мнению С. Болл – Рокич и М. ДеФлюер, можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание[3]: поведенческий эффект, активация (провоцирование тех или иных действий), деактивация (прекращение некоторых действий), эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, позн ...