Модели ролевых ситуаций

В ходе исследований, проведенных в лечебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних наркоманов и наркодиспансерах, выявлены ситуации, в которых подростки не смогли противостоять давлению микросреды и начали употреблять наркогенное вещество. Эти ситуации могут использоваться в качестве предостережений, а также послужить моделями для ролевых игр, где можно выработать навык противостояния наркогенному давлению. Это, прежде всего, ситуации, где приятели-наркоманы ведут разговоры о приятном состоянии после употребления наркотика и утверждают, что это безвредно. Ситуации, где торговцы наркотиками уверяют, что, приняв дозу, ты избавишься от всех проблем, где подростку внушается мысль, что наркотики помогают преодолевать жизненные трудности. Ситуации, где опытные и старшие по возрасту наркоманы вовлекают подростка в употребление наркотиков, спекулируя на его желании выглядеть мужественным, извращая это понятие (“Используя наркотик, ты будешь “сексуальным гигантом”). Есть ситуации, где наркоманы или торговцы наркотиками специально угощают ребят сигаретой с “начинкой” без их ведома. Нередко наркоманы ссылаются на вековые традиции употребления наркотиков, связывая это явление с естественными законами трудной жизни. Часто рассказывают подросткам, что есть безвредные наркотики, скажем, растительного происхождения, ими можно пользоваться без потерь всю жизнь (“Химия -плохо, но я тебе предлагаю чистый наркотик”).

При анализе ролевого поведения следует рассматривать следующую серию вопросов.

Почему, с какой целью обычно предлагают попробовать наркотическое вещество,

которое, как известно, можно достать только за деньги или выменять на вещи?

Потребляет ли сам предлагающий наркотическое вещество или же только угощает других? Если он сам не потребляет, то почему предлагает другим, если же он сам его употребляет, то

способен ли он без него обходиться? Если он утверждает, что способен, то как он это

докажет? Ответы на эти вопросы помогут подросткам более четко сформулировать мотивированный отказ, найти наиболее подходящую причину для этого.

Цель:

Научиться делать выбор (принимать решения) и нести за него ответственность.

Выработать новые модели поведения в сложных ситуациях.

Проведение

: Вы находитесь во дворе или дома у одноклассника, которого Вы' уважаете. Он предлагает Вам попробовать покурить “травку”. Вас никто не видит. Как Вы поступите?

Очень важно перед тем, как разыграть ситуацию, предупредить остальных участников, чтобы они отмечали в своих записях то, что помогает, и то, что мешает ученику решить эту ситуацию. Оптимальным в данном случае будет такой отказ, который позволил бы сохранить отношения с одноклассником, но не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается тот вариант, который имеет наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных сторон. Например: первый вариант - соглашусь и выкурю “косяк”. Что положительного, что отрицательного? Второй вариант - скажу “нет” и уйду; третий вариант - отчитаю одноклассника и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного?


Диагностика умственного развития
С этих же позиций подходил к разработке тестов и французский психолог А.Бине. Он исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий ("Что такое стул?", "Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в раз ...

Практическая часть. Выбор методики
Для реализации целей исследования нами были выбраны несколько методик. Первая из них, методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Целью применения данной методики было выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по призн ...

Пример вопросника.
1. Сколько Вам лет? 2. Ваш пол? 3. Обращались ли Вы в прошлом к психологу или психотерапевту? 4. Вы пользуетесь Интернетом дома или на работе? 5. Можно ли сказать, что на момент обращения к нам, Вам было действительно плохо? 6. Что Вы ожидали обращаясь за помощью? 7. Были ли Вы разочарованы нашим ответом? 8. На сколько процентов ...